Сибирские огни, 1922, № 3

rty за этим' и tid одинбЧке и группами. И тут йпиСкой, вмёс-fo fbfo,' чтобы выслушать проси- телей и дать им тот или иной ответ, пользуясь своим авторитетом епископа всячески унижал просителей, оскорбляя женщин как-то гр. Куприянову и Николаеву циничными безнравствен- ными замечаниями, а на мужчин бросаясь с кулаками, буквально выталкивая их в шею от себя в конце концов перестал совершенно принимать их, пригрозив милицией.. Так было с просителями Никоноровым, Патиной и др. Согласно показаний свидетелей Иванова-Радкович, Жихченко и других , епископ Вик- тор за несколько дней до запрещения Тропова в священнослужении. осенью 1921 года во время отправления Тороповым богослужения, ворвался в алтарь Преображенского храма и, здесь в грубой форме стал делать выговор Торопову по поводу особенностей в совершении; им богослужения, чем прервал службу и оскорбил верующих. Был принижен и другой священник Томской церкви Петр Блинов, которого епископ Виктор под угрозой запрещения в священнослужении, заставил подчиниться ему, как власть имущему и отказаться от некоторых живительных реформ в отправлении богослужения. Уг- розами запрещения в священнослужении, еп. Виктор заставил священника томского женского монастыря Васильева отказаться от совершения церковных треб вне монастыря, несмотря на приглашение его гражданами. С другой стороны, епископ Виктор, явно покровительствует своему верному слуге свя щеннику Николаю Климову, изобличенному в хранении в храме прогивосоветской литературы, а также в укрывательстве там золота, серебра, вещей и товаров от конфискации соответству- ющими органами власти и назначает Климова настоятелем Томской Мухинской церкви. Обходя декрет и вопреки раз'яснениям Наркомюсга, по коим приглашение священни- ков всецело зависит от общин верующих и никакая власть прежней иерархии, под каким бы Ьидом она не консгитурировалась, не может давать предписаний и обязательных постановле- ний общинам верующих, епископ Виктор присваивает себе право назначения членов епархиального управления, членов причта и настоятелей храмов, введя это в обычай, само- властно уволняет их. и помимо воли и желания их и приходов, переводит их на дру- гие места. Так, член епархиального управления священник Лавров был назначен настоятелем Преображенского храм,а, несмотря на нежелание и протесты прихожан; бывший благочин- ный священник Лебедев, помимо всяких выборов, назначен членом епасхиального управле- ния; прихожанам села Мариинского уезда отказано в просьбе о назначении выбранного ими священника; священник Мухинской церкви, помимо воли его и прихожан, переведен в монастырь. (По материалам предварительного следствия, опубликованным в томской газете „Красное Знамя" № 118, от 2 июня 1922 г.). Само собою разумеется, что ревнители епископа Виктора в своем священ- ном гневе на новаторов не скупились на характеристики. По адресу Блинова и других сыпались эпитеты: „Иуда-предатель" и др. Священник Блинов ответил своим хулителям воззванием, в котором он возвышается до очень силь- ного искреннего пафоса, присущего всякой реформационной эпохе, когда по- доплекой этой эпохи служать определенные социальные сдвиги, когда борю- щиеся стороны чувствуют за собой и под собой биение столкнувшихся масс раз- личных социальных групп. Но воззвание настолько характерно для ньшей эпо- хи и при том оно является настолько красноречивым по своей литературной форме, что мы приводим его целиком: .К вам обращаюсь я, презренный вами и оплеванный, с Иудой-Предателем срав- ненный. К вам обращаюсь я, во время тяжких испытаний Христа—голодающего—бросившим и повесившим его на позорный крест, на вселенское великое посмеяние, на позорное страш- ное распятие. К вам, рыщущие за толстыми карманами, за наживой, за преобретением куска хлеба, забывшие и не исповедующие на деле Христа, бессовестно его великим именем прикры- вающиеся. К вам—хищникйм, лицемерам и обманщикам, прикрытых черной рясой и сатаною, я возвышаю горячий, полный негодования голос свой: Очнитесь, вы, судьбой придавленные, духовным гнетом все закованные. Взгляните вы на Русь великую, великую Русь христианскую," и из пучин, на гребнях плещущихся мощных волн, вы увидете великое рождение новой жизни человечества. Прислушайтесь, прислушайтесь, вы, пришибленные, как в страшных стонах и муках, в слезах и крови, рождает великая Россия новое человечество,—богочеловечество. fl зло великое, всечеловеческое, так раз'ярено, так сгущено в своих пресыщенных, черных разорванных тучах, так сильно заглушает раскатами грома раздавшийся отчаянный крик роОДённого: так ослепляет блещущими, мечущимися молниями новую Христову правду, что готово беспощадно задушить, уничтожить, запутать, заковать новое, светлое, в райской радости покоящееся, милое,—красавца-дитя, полное великой любви Божией, о которой так стосковалось, так измучилось в ожиданиях искалеченное человечество!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2