Сибирские огни, 1922, № 3

Одним из таких священников оказался в Томске священник томской церкви Петр Блинов, отличавшийся некоторым либерализмем еще при Колчаке. Он выступил с горячей проповедью притти в этом вопросе на помощь советской власти. Но во главе томской епархии стоял еписком Виктор, друг иркутского епископа Анатолия и друг патриарха Тихона. Он обрушился на Петра Блинова, потребовал от него полного подчинения, отказа от всяких новшеств в церкви. Но здесь уже Петр Блинов оказался не один. Реакционная часть верующих и духовенства стала оклеветывать его, особенно если принять во внимание, что в лице епископа Виктора „простец" Петр Блинов имел сановного соперника, недавнего генерала, со старыми связями. Так, еще 20/V. этого года управляющий томской епархией епископ Виктор барнаульский писал: „его святейшеству Тихону, патриарху московскому и всея Рос- сии" следующий, чрезвычайно интересный рапорт: „При рапорте моем от 17 марта 1922 г. за № 1013 я уже имел честь представить вашему святейшеству дело о противоканонических поступках й поведении градо-томской Преображенской церки Макария Торопова. Увещания и предостережения томских архипастырей, вызовы для об'яснения в томские епархиальные советы и на пастырские собрания, строгие внушения и снисходительность все было испытано, чтобы побудить протоиерея Торопова отказаться от упорно и настойчиво вводимых в богослужение разных новшеств и особенно практиковавших ся им, с особой настойчивостью принудительного приглашения всех молящихся в церкви к причащению св. тайн—без должной подготовки и даже без исповеди. В виду крайнего упорства протоиерея Торопова в его заблуждении, томское епархиаль- ное управление, во избежение соблазна верующих, вынуждено было отчислить протоирея То- ропова от приображенского прихода и запретить ему богослужение впредь до раскаянйя. • Раскаяние однако же не последовало до сих пор; мало того: протоирей Торопов прила- гал особые старания добиться от меня разрешения и священнослужения, через посылку раз- ных делегатов, из которых некоторые вели себя крикливо и бурно, доходя до неприличия. Когда эти делегации не добились цели, протоиерей Торопов, к а к эю теперь выяснилось, с некоторыми своими сторонниками, открыли против меня кампанию—травлю в местной газе- та и. нзконец, как в этом можно убедиться из прилагаемой при сем копии, определения том- ского трибунала, решил не подчинился более запрещению, захватить Преображенский храм при помощи гражданской власти, и начать совершать богослужение с наблюднеием обрядов в форме, которая ему будет угодна. Если это намерение осуществится о. Тороповым. я, по архиерейской совести, вынужден буду применить к нему и его приверженцам (к счастью пока не многочисленным) 31 правило апостольское, низвергнув его от сана и отлучив его- как „любоначальника и похитителя власти'' и отлучив его последователей от церковного общения, чтобы таким образом прекратить зло в самом начале. О сем, крайне прискорбном, случае из жизни духовенства томской церкви и доношу вашему святейшеству. Вашего святейшества еписков Виктор (напечатано в ..Красном знамени" № 124. 10. VI г. г. Томск). Когда епископ Виктор писал это послание о непокорных новаторах, соби- раясь их, на основании 31 правила апостольского, извергнуть из сана Торопова, Блинова, Двдентова и других, как „любоначальников и похитителей власти", он мог еще сделать это меланхолическое примечание: „к счастью пока не много- численных". Но число их росло с каждым днем, и - через некоторое время духо венство томское собралось на собрание и избрало томское временное церков- ное управление. Епископ Виктор к этому времени оказался уже на скамье под- судимых. Следствие установило, что епископ Виктор еще недавно при Колчаке, был его близким сотрудником, в качестве чиновника при министерстве нар. просвещения. После падения Колчака, когда повидимому погибли его генераль- ские надежды на светском поприще, он пользуется своими связями с бежавшим из Томска епископом Анатолием и через несколько месяцев формального пре- бывания в монашеском сане возводится в сан епископа, назначается на эту должность в Томск патриархом Тихоном и принимается искоренять крамолу. Так: им запрещен в свящеслужении священник Томской Преображенской церкви Мака- рий Торопов, который был избран на сходе прихожан настоятелем этого храма, причем на все протесты и просьбы целой группы прихожан о восстановлении Торопова в правах священ- ника. Епископ Виктор, в присутствии прихожан всячески унижал и оскорблял Торопова, назы- вая его еретиком и негодяем, а на письменных просьбах о том же прихожан ответил резолю- цией просить не утруждать епископа своими просьбами. Несмотря на это, прихожане не пере- ставали просить епископа возвратить им выбранного ими настоятеля Торопова, ходили к не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2