Сибирские огни, 1922, № 3
верой своих отцов. Необыкновенно силен интерес к темам антирелигиозным, и антирелигиозные диспуты вызывают не только в сибирских городах, но и в сибирской деревне огромный интерес и внимание, привлекают всех от мала до велика. На почве отказа от традициозной, казенной веры усиливается, носомнен но, влияние баптистских и других сект. Местами баптисты совершенно вытесни- ли православных. Но те же баптисты на своих с'ездах вынуждены констатиро- вать-аб^шштное равнодушие к вере во многих местах. Пишущему эти строки приходилось не раз сталкиваться с баптистами на религиозных диспутах и со- вершенно было ясно, что отгородиться от православного попа баптист может только наполовину. Когда начинаешь затрагивать самые основы метафизической религиозной стряпни, баптистский братец начетчик-благовестник также цепляет- ся за Ноев ковчег и библию," как любой -^православный поп. Но надо что-то противопоставить. Масса, особенно рабочая, перестает верить чудесам, она на- строена революционно Религия приспособляется. На районном с'езде представи- телей баптистских общин в Тайге пели евангельский гимн, в котором звуки и отдельные слова революционного пролетарского интернационала смешивались, тонули в розовой водице баптистской отсебятины. Эго—одна сторона медали—религия пытается приспособиться к новым по- требностям массы. Но так как она хочет быть внеклассовой и не может быть ею,-то, в зависимости от преобладающей в данной местности социальной среды, изменяется и тактика религиозных групп. Вот почему пение евангельского „ин- тернационала" не мешает тем vie баптистам з ащища ть самые реакционные идеи. Сибирь никогда не отличалась особенным религиозным фанатизмом деревни, как не отличалась она особенным радикализмом духовенства. В дни колчаков- шины сибирские попы (ке только русские) организовывали всякие „иисусовы пол- ки", „дружины святсго креста", .дружины зеленого знамени", чтобы помочь Колчаку. Зато крестьяне—партизаны без особенного священного трепета „снима- ли челпаны", попросту—рубили головы этим воинственным попам, когда те попадали им в руки И те-же партизаны, когда Красная армия пришла в 1919 г. в Сибирь, устраивали в г. Камне торжественнее празднование встречи партизан- ской армии и Красной армии, которая начичалась с литургии в соборе и со- провождалась молебном с участием всего местного духовенства. Как и всюду, страшное бедствие Поволжья и некоторых мест Сибири, не вызвало со стороны сибирского духовенства ни малейших самостоятельных по пыток помочь голодным. Декрет об из'ятии церковных ценностей сначала был встречен сдержанно, почти нигде на него не огклик» улись сразу же, сочувствен- но, кое где чувствовалась, как у епископа Виктора в Томске, Димитрия в Ом- . ске и Янатолия в Иркутске, в самом начале, враждебность. В этом ничего удивительного нет, если вспомнить, ч-о епископ Анатолий совсем недавно был деятельнейшим членом союза русского народа, что он был до последних дней связан не только с реакционнейшими кругами верхушки ду- ховенства, но поддерживал активно средствами, оружием патронами белобан дистское движение в иркутской губернии, снабжая ими шайки бандитов, как это установил 12-го июля суд Иркутского губернского революционного трибунала, приговоривший епископа Анатолия к высшей мере наказания (приговор не при- веден в исполнение) Конечно, этот епископ не мог сочувствовать и содействовать из'ятию церковных ценностей. Наоборот, суд выяснил, что епископ Анатолий продал, то-есть скрыл, церковные ценности. Что же удивительного, если из'ятие церковных ценностей в некоторых зажиточных селах Иркутской губернии было встречено несочувственйо!. Повторяем: в Сибири, как и во всей Республике, никто из духовенства и не подумал помочь голодающим ценностями церкви: эго относится, конечно, и к духовенству всех культов, здесь они оказались солидарны. Только тогда, ког- га, по постановлению центра, началось из'ятие ценностей из храмов, нашлась часть прогрессивного духовенства, которая стала на путь обновленчества, для которой голод и помощь голодающим силами церкви послужили толчком к рефармации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2