Сибирские огни, 1922, № 3

запасов предметов первой необходимости, полная политическая смута в умах населения, созданная сменой нескольких режимов на протяжении короткого времени, неопытность местных работников, как результат того, что им прихо- дилось браться за разрешение вопросов на целых два года позже, еще большая чем прежде, оторванность, вследствие ухудшихся зэ это время путей и средств сообщения. Естественен был при этом и неизбежен ряд ошибок молодой совет- ской организации в Якутском крае, который привел к тому, что советская власть осталась непонятной для значительной части населения. Если принять во вни- мание враждебность этой советской власти местных тойонов, озлобление бывш. царских чиновников, бывших, полицейских (которых эс-эры пытались в 1917 г. противопоставить солдатам), тогда понятным станет легкая добыча, какая до- сталась на время японским наймитам—Сентяповым, Бочкаревым, Меркуловым. Они высадились осенью со стороны Охотского моря, прошли по Ляну-Нелькону: кто мог им помешать тогда? Ведь мы не вели вооруженной борьбы в якутской области. Захватили наши склады товаров и припасов, вооружили, мобилизовали часть населения. Конечно, им помогли якутские купцы,—те, кто десятилетиями держал в кабале звероловч-охотника, оленевода, рыбака якута, тунгуса, ламута, юкагира, чукчу, кто спаивал их водкой, кто привозил им карты и сифилис, и попа с его кадилом, и цветные тряпочки и бусы и пуговицы для их женщин, а за это отбирал улов рыбы и добычу охотника за целый год, песцов и белок, медвежьи шкуры и мамонтовую кость, ровдугу*) и кумулоны**). Чтобы привлечь этих людей на свою сторону, белогвардейцы роздали им захваченные у нас запасы: не дорого дано, не больно жаль! Если хоть на год можно обмануть этих простодушных людей, отчего не обмануть?! Но этого одного оказалось мало. Как для сибирских крестьян понадобились лозунги учредительного собрания, как Бакич и Кайгородов пытались поднять горных алтайцев, „ойратцев" против советской власти во имя национального якобы, освобождения, так на севере и северо-востоке народности Якутска воору- жались, якобы, во имя национального освобождения от русских. Японские импе- риалисты в роли защитников национального самоопределения—может ли быть зрелище более неправдоподобное, сочетание более чудовищное, лозунг более лживый?! Якутам-стоит только взглянуть на подвиги Я лонии в Корее, приникнуть ухом к земле, чтобы услышать немолчный стон порабощенной, бесправной Кореи. Но якутская масса темна, а якутская интеллигенция, частью, к сожалению не сумела понять с самого начала, что освобождение якутского народа—в его самой тесной связи с Р. С. Ф. С. Р. Теперь понадобится время, чтобы залечить нанесенные этой зимой и весною раны. Лето уйдет на ликвидацию офицерских отрядов, проникших по рекам в вглубь Якутского края. Белогвардейцы несколько раз в своих радио возвестили миру, что ими занят Якутск: ни один из крупных городских пунктов не был захва- чен белыми. Они перехватили было в нескольких местах тракт, устроили на Лене засаду, в которой погиб т. Каларанцашвили, известный партизан Ирк. губ. Они сумели, при полном отсутствии вооруженных сил в Якутском крае, продер- жаться там зимою, но они бессильны были взять не только Якутск, но даже небольшой отряд коммунистов, окруженный белыми около Амги, выдержал всю зиму их напор и не сдался. Сейчас началось отрезвление края. Провозглашение якугской автономии, образование Якут. Соц. Сов. Республики, привлечение якут. Интеллигенции к работе, борьба за очищение края от бочкаревсхо-японо-меркуловских банд, возвращение амнистированных участников вооруженной борьбы с советской властью—все это в Якутском крае должно вызвать известный под'ем, который мы наблюдали при аналогичных условиях в других местностях, освобождаемых нами от вторжения и господства белых армий. Уже сейчас начались самосуды населения над бегущими к морю бочкаревскими офицерами. • Обманутые люди мстят за причиненное им горе. *) Ровдуга-замша якутская т4з оленя или лося. **) Кумулоны-коврики из цветных звериных шкурок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2