Сибирские огни, 1922, № 2

её атЛасами, т а блиц ами рисунков, Единогласно свидетельствует б н е обыкно в е н- но выд е ржа н н ом единстве чудской культуры, с о в п а д ающей с границами ра спро- странения т. н. угро финских, урало - алт айских и енисейских племен, к а к о вые и при з наны е е т в о р ц ами. Местами она выходит за их п р е д е лы наприме р, на Ка вка з е, З . - Европе, Южн. и Вост. Азии, но это у к а з ыв а ет т о л ь ко на ее некогда п е р в е н с т в ующее куль турное з на ч ение. Если есть в этом в опро се разногласия, то не принципиально г о, а второстепенного х а р а к т е ра (о цент ре и месте е е возни- кновения, пос торонних влияниях и т. п.). Вторую с вою экскурсию в обла с ть а рх е оло г ии а в т ор д е л а ет н а с т . 170—179, где о б о з р е в а ет дре внос ти же л е з но го века и не сомневается, что они прин а д л е- жат динлинам и х а к а с ам; з д е сь автор, н а оборо т, проявля ет уверенность, кото- рая едва ли о п р а в дыв а е т ся фа к т ами, а тем б о л ее словами е го же самого; отка- з а вши сь с о в е рше н но (стр. 157—163) приурочить динлинов к к а кой - либо расе, а в т ор все-таки им припи сыв а ет же л е з н ую культуру; можно-ли имени неизве- стного н а р о д а, пустому звуку, что-либо приу р очив а ть р е а л ь н о е? Выясняется-ли что-нибудь п о д о бным приемом? Что ка с а е т ся хака сов, то они, как племя турецкого корня, являются вероя т- ными к а ндид а т ами на дре внос ти же л е з н о го века, т ак как турецкие племена с самого своего появления в истории о б л а д а ли уже знакомством с же л е з ом и во- о бще с ку з нечным д е л ом Од н а ко сам а в т ор у к а з ыв а ет на противоречия в за- ключениях В. В. Ра дло ва с китайскими положи т е л ьными известиями об обыча ях хакасов. Кр оме того, з д е сь ж е (стр. 176), а в т ор опи сыв а ет одежду из р а с к опок В. В Радлова и н а йд е нные вместе с нею другие древности, одежду, весьма схожую с т р а диционным шаманским костюмом енисейских остяков, (см. „Шаманс т во у енисейских ос т яков ". В. Анучин. Сборн. музея Антр. и Этногр. т. I, в. II), что могло бы т а к же п о к о л е б а ть увереннос ть а в т о ра в принадлежнос ти древностей же л е з н ой куль туры ха к а с ам. При об ' я снении происхождения слова „Сибирь" (прим. на стр. 116) а в т ор упустил из виду мнение В. В. Б а р т о л ь да (Туркестан в эпоху монгольск н аше- ствия, ч. 2, стр. 422): Чигис-хан огвел сыну своему Джу чи з а в о е в а н ные послед- ним в 1207—8 г.г. „все н а р о ды о б и т а вшие в лесах от рода Ши б ир на юг". Ра- шид Эддин п о м еща ет страну Иб и р -Ши б ир к с.-востоку от с т р аны киргизов, от- делявшейся от Ши б ир р. Анг арой. Эти два т ермина Си б и р ь -Ши б ир г. Б а р т о л ьд с в я зыв а ет между собою. Но г о р а з до в а жн ее неудобс тво принятого а в т о р ом плана и з ложения о ч е р к а; ему приходится о к аждом племени говорить д в а жды: в п е р вый р аз в о т д е ле II „ Др е в н е йшее на с е л ение Сибири" и во в т орой—в отделе 111—„Сибирь н а к а нуне русского в л а дыч е с т в а "; при этом он иногда почти до с ловно повторяе т ся. Если приня ть во внимание, что компле кс этих племен в конце кенцов все один и тот же—мо н г о л о иды ,—ч то культура и быт их на прот яжении не- скольких тыс ячеле тий остаются все одни и те же и, на конец, н е р а з р а б о т а нн о с ть многочисленных в опр о с ов (археология, этнология, антрополо гия и пр.), коих ка сается автор, то ок аже т ся естественным, что о бщ е е вп е ч а т л е ние от наброс ан- ной а в тором к а р тины получается какое - то тусклое, н е о п р е д е л е нн о - о дн о о б р а з- ное, где подробнос ти и отличия с глажены, и по прочт ении Оч е р ка читатель з а- к рыв а ет книгу с чувством неудовле т вореннос ти. Автору с л е до в а ло как-то ин а че р а с положи ть с о б р а н ный им б о г а тый м а т е р и ал и глубокими черт ами оттенить р а з личные о т д е лы его частей. Мы уже в н а ч а ле сказали, что проф. Ог ороднико ву прин а д л ежит честь пер вого составления п р о г р аммы для всестороннего изучения Сибири и ему же и выполнение этой пр о г р аммы в виде „О <ерка истории Сибири до н а ч а ла XIX ст.", ч. I. Но одно д е л о—п е р ед а уди т орией ши р о к ими ма з к ами н а б р о с а ть о бши р н ую и вс еоб е м лющую программу, дру г ое д е ло с амому же е е и выполнит ь. Выпол- нение нельзя при з на ть удачным. В с в э ем о б р аще н ии к чит а т елю („От а в т о р а ") п р оф. Ог о р одник ов пишет: , При сос т а влении оч е р ка мне п р ишл о сь име ть д е ло с трудностями т ро я к о го р о д а—н е у д о в л е т в о р е н ным сос тоянием пе ч а тных ис точников и н е р а з р а б о т а нн о-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2