Сибирские огни, 1922, № 2

Кроме Молодости, у поэтов пр о с к а л ь зыв ают нотки с е ро го провинциапизМй. Поэт Те рно вый (напоминает мне псевдоним трагика Рыч а л о ва т а к о й же с т р аш- ный) пишет: ...Старый пес на убогой з а в а линке От мо р о за з а л ез под бревно. Ст а рый пе с—мой т о в а р ищ единственный В этом городе людно - бол ьшом. И не с лышит поэт, как р а з д и р ающе диссонируют „завалинки". , б р е в н а" с понятием „ людно - бол ьшо го г ород а ". Оче видно, что в стихотворении р е чь идет не о б о л ьшом городе, а о какой-то глухой о к р а ине Самары. При з н а к ом молодости поэтов можно т а кже считать изобилие стихов, по- священных про т о к ол ь ному описанию времен года (в сборнике две „осени" и одна „ в е сна ") и картин природы. Среди бледных стихов сборника выделяются два стихотворения Алекс андра Кузьмина. Хо р оша с т рофа. .— Пашня душиста, черна и с в ежа, Будто ломо ть а рома т ной ковриги, Пласт по отвалу в спол з а ет д р ожа. В к ажд ом в с кипающем миге Слышится шум р а з р е з н о го ножа В новой нечитанной книге. Так же х о р ошо его стихотворение „За с т еной". Выделя е т ся с тихот ворение А. Кр айс ко го „Де вич ь е ". Автору удалось схва 1ить простоту и интимность люб ви русское д е в ушки. Вэт оно целиком: Говорила мне б е р е з ка в Троицу, О любви, о счастьи г оворила, Об е щ а л а, что к Успенью все устроится И с е р ежку в память по д а рил а. А с е р ежка та зеленая завяла, А в Успенье были сле зы, сле зы. Все у т ой -же ла с ковой б е р е зы Ненаглядного другая ц е л о в а л а. Но и на солнце есть пятна. Во-первых, по русски говорят „на памя т ь ' ', а не „ в п а м я т ь '. ,,В п амя т ь" имеет не с коль ко другой смысл и чеканится, г ла вным о б р а з ом, на медалях. Пр о за за н е б о л ьшим исключением т а кже мало радуе т. Н. Степной пишет на двух с лишним страницах ,,Осень'* (третья о с е нь по счету), где б ез всякого сюже та р а с с к а зыв а е т ся о том, какой л ес быв а ет осенью, как птицы поют, листья летят и пр. Кому это нужно? Но е ще б о л ее б е з о т р а д ен р а с с к аз Темного „Дере вня ". Пр а вил ь н ей было- бы на з в а ть его диалогом. Ра з г о в ор идет о р а з в е р с т к е, о коммунистах и пр. В самых наивных тонах поясняется, куда идет р а з в е р с т к а, почему коммунист л у чше станового пристава и т. д. И т ол ь ко „ Б о г омо лы ", пьеса в 1 действии, А. Не в е р о ва написана интерес- но и сочно. Об р а з ный жив ой я зык. На п р име р, одно л ицо говорит: „Ты вот на дру г ую б а бу з убы точишь, а у меня ни одной не был о. Клю- нешь, как в о р о б ей из чужо го л у к ошка и на з ад ' '. Вся п ь е с а—о с т рый ш а рж на ханжество. Сцена, где Штукин и Крымзин считают на счетах п р е дп о л а г а емые б а рыши, сил ьно напомина ет „Ка ни т е л ь" Чехова. Ра с с к аз М. Волкова „Т-вый Д-м А. И. Опенкин и С - н" напис ан до в ол ь но любопытно. У а в тора в з а п а се много о б р а з ов и он б е з ж а л о с т но давит ими чи- тателя, „ З о л о т ом по черному выв е с ка во всю п л оща дь крич а ла ,,'Т-вый Д-м А. И. Опенкин и С-н", а простенки вторили ей „сукно, д р а п, г а л а н т е р е я ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2