Сибирские огни, 1922, № 2
КРИ Т Ит И БИБЛИОГРАФИЯ. I . Н. Чужак. Сибирский мотив в поэзии. (От Ба л ь д а уфа до наших дней). Д. Бурлюк. Сибирь.—Сонет. Н. Асеев,— Сибирская бась. С. 1ретьяков. —Путевка. Стихи. Чита 1922, стр. 103. Сборник статей Н. Чужака, написанных и печатанных до революции „на разных з а дворк ах сибирской пр е с сы", представляет, по словам автора, „попытку осознать наличие областного, сибирского мотива в русской поэзии" и „его эво- люцию в связи с развитием социально-психологических условий". В этих целях а в т ор ана ли з иру ет стихи поэтов-сибиряков, у которых т ак или иначе н ашли свое о т р аже ние сибирская природа, нр а вы, быт... Под этим уг- лом зрения он в своих четырех статьях ра с сма трива ет поэзию И. В. Фе д о р о в а- Омулевского, П. Л. Др а в е р т а, Ф. Б а л ь д а уфа, выпус тивше го е ще в 1834 году поэму „Авван и Гайро ", где он пытался да ть картины нравов, быта, п е р ежи- ваний и чувств сибирских туземцев. Наконец, Чужак дает беглый оч е рк „си- бирских мотивов" в стихах современных и почти современных нам поэтов— В. Пруссака, Кон. Худякова, Оленич-Гнененко, Дм. Глушкова и др. Нас п р ежде всего интересуют не столько характеристики отдельных по- этов, с кол ь ко самая постановка вопроса, э т о—ис к ание в поэзии специально си- бирских мотивов и о п р е д е л е н и; до известной степени в зависимости от нали- чия этих мотивов удельного веса поэтов вообще. Пр а вд а, Н. Чужак с первых страниц обособляет себя и полемизирует с идеологами областничества—Г. Потаниным и Н. Ядринцевым, упр е к ая их в „обособлении" и „литературном и артистическом с е п а р а т и зме ", а главное, резко -и опр е д е л е нно подчеркивая разницу исходных точек—своей и ихней. Чу- жак становится, как он выр ажа е т с я, на точку зрения „диалектичесхи-материали- стическую", тогда как областники причину с в о е обр а з ия сибирской поэзии ищут прежде всего в климатических, природных условиях. „Климатические и прочие (из области „физических" и значит, относи- тельно, говоря, неизменных) причины, разумёется, играют свою роль, но в ко- нечном то счете вопрос реша е т ся не ими, а той хозяйственно-производственной и социально-политической кон'юнктурой, ко т ор а я, меняясь, меняет и психику че- ловека - творца. „Времена меняются и мы в них", говорили дре вние, и это верно. Но по- пробуйте применить это положение к „климату" и вы получите такую логиче- скую окаменелос ть, которая сводит на нет всю историю и все развитие". Ясно, что точка зрения Чужа ка б о л ее близка к истине и да ет неизмеримо больше уловимых фа к т о р ов для изучения процесса развития поэзии. Культура растет и усложняется наряду с усовершенс твованием, интенсификацией производ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2