Сибирские огни, 1922, № 2

а н а л и з и р о в а ть свои мысли, п е р ежи в а ния поступки, и не смог улечься в рамки партийного мышл е ния и партийной дисциплины. При п е р в ой ж е перерегистра- ции он, не меняя убеждений, снова обр а т ил ся в „ б е спа р т ийно г о ". Ка р т инки из событий п а р т и з а нщины, вых оди вшие в это время из-под его п е р а, по п р а в де сказать, были с л а бы. Тенденция в них явно п е р е в еши в а ла художе с т в енную с торону. Бы т ь може т, с л а бы они выходили и от того, что в них не было места обычному главному к о з ы рю Ис а ко в с ко го творчества—лич- ности и п е р ежив а ниям а в т о р а. Напис анная им в э т о -же время д р ама „Парти з а ны" была прочит ана в Лито, п о д в е р г а л а сь с уровой критике, и сам а в т ор о о ней потом и з б е г ал упоминать. Зимой 1920-21 года Ст. И. на с т ол ь ко опр а вил ся от т яже лых у д а р ов судьбы, что р ешил н а ч а ть личную жи з нь снова: он в т о рично женилс я. Но женился он у же больной. Ос е нь и н а ч а ло з имы 1920 года ему п р ишл о сь п р ожи ть в ком- нате, в которой, по его выр аже н ию, „у печки были т ропики, а у окна—полюс " .. На д о р в а н н ое к а з а рмой и п е р ежи тым г орем з д о р о в ье не в ыд е рж а л о. „Бронхит",— об ' я снял с вою б о л е з нь Ст. И. Од н а ко весной 1921 года уже не о с т а ло сь ни каких сомнений в том, что у него т убе ркул е з, р а з в и в ающий ся чр е з выч айно быс т р о. Л .том уговроили его ехать на Че р н омо р с к ий б е р ег Ка в к а з а, на курорт; он уеха л... и исчез. Дол го никакие спр а в ки не помо г али, и т о л ь ко уже в конце з имы получилось н а к он ец известие, что Ст. И. умер в одной из больниц Москвы е щ е 19 августа. Из произ ведений, напис анных Ст епаном Ильичем в по с л е дние годы жизни, помяну о двух, х а р а к т е р но выд в и г ающих на п е р в ый план ч е л о в е ка с его п е р ежив а ни ями, и в т о -же время двумя р а з ными путями п о к а з ыв ающих отно- ше н ие а в т ора к жизни, к е го мудреным и б о л ь ным з а г а дк ам. „Не д ра жи з ни "—э то п е р ежи в а ния часового, о х р а н яюще го „казенное им уще с т в о "—ще пы у недос троенной водокачки... За д о л г ие ч а сы одиночества на посту ча совой успе в а ет отче тливо и в с е с т оронне ощу т и ть всю дик о с ть и не л епо с ть войны, солда тчины, в з аимного ис т р е бл ения н е в е д омо для каких благ ... Ярким символом этой не л епс с ти служат дпя него о х р а н я е мые им ни на что н е н ужные к а з не щепы. .. И ч а с овой находит лично для себя р еше н ие задан- ной жи з н ью з а г а дки: он в тык а ет в паз в одо к а ч ки штык—а т т р и б ут часового— и напр а вл я е т ся к вокзалу. . „Саня Ку л ь т я "—б а к а нщи к, жи з н е р а д о с т но фи л о с офс т в ующий над широким поо с т ором сибирской р е к г. Он р а с с к а з ыв а ет автору, как пр он е с л а сь мимо него г р ажд а н с к ая война в о б р а зе п а роходо в, п е р е по лн е нных то кр а сными, то бе- лыми и как он прив е т с т вов ал и тех, и других: из р уж ь ишка бухал и ф л а жк ом мгхал, для одних—кр а сным, для других—белым . .. По т ому—жи в ет н а р од, толкошится, добив а е т ся свое го, весело. Тут дру г ую з а г а д ку з а г а д а ла жизнь, и отгадывается она иначе. Тут видно, для чего льется кров ь, творятся ужа сы: это растет жизнь, это люди добив ают ся своего. И э т о—в е с е л о, и хочется приветствовать их за это .. Кроме повести „Там,, в г орных долинах ", Ст. И. н а п е ч а т ал в столице еще два или три р а с с к а за в МиролюбоЕСком „Ежеме с я ч н ом Жу р н а л е ". Сборника е го прои з в е д е ний при е го жи з ни не вышл о, и и з д а н ие е г о, т а к же является одной из о ч е р е дных з а д ач Алт айского Лито. П - К А З А Н С К И Й.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2