Сибирские огни, 1922, № 2
Доморощенная диалектика в борьбе за искусство. Н. Н. Чужак — К диалектике искус- ства. От реализма до искусства, как одной из производственных форм. Теоретически полемические статьи. Чита 1921 г. Одни и те же в о п р о сы в о з ник ают в р а з ных концах н ашей необ'ятной с т р а ны. Это свидетельствует, что на лицо н а с т о я т е л ь н ая по т р е бно с ть получить на них ответы, я с ные и д о с т а т о ч но о п р е д е л е н ны е, мо г ущие с лужить максимой для пов с едне вной практики. Творче с т во но в ой жи з ни н е мыс л имо „на а в о с ь" и „как нибудь ", б е з отчетливой п е р с п е к т ивы. Ог н е нный с т олб сознания, о с в ещаю- щий путь, д о лжен я рко г ор е ть в о к р у ж а ющ ей в р а жд е б н ой темноте. Это ценно о с обенно т е п е р ь, при новом кур се н а ш е й э к ономич е с к ой поли- тики, которая неминуемо, пос т епенно будет о б р о с т а ть п е р ежи т о ч ными, в исто- рическом смысл*, фо рм а ми сознания, ч уждыми с т р емл ениям р а б о ч е го кла с с а. Во з можно д а ж е, что они расцветут пышн ой б а х р омой. По к р а йн ей ме р е, при- знаки т а к о го явления уже с к а зыв ают ся в с о д е рж а н ии р а з личных „жу р н а л о в ", по с в яще нных в опро с ам искусства, и в р е п е р т у а ре н аших т е а тров. В т акой идеоло гиче с кой обс т ановке п о в ыше н ие ин т е р е са к т е о р ии к в а лифициру е т с я, „ к ак сим п о б е д ишь ". В данном с луч ае мы это относим к пониманию искусства и художе с т в енно го т ворче с т в а. Можно н а п е р ед с к а з а т ь, не боя сь ок а з а т ь ся неудачным пророком, что в о п р о сы искусства з аймут о ч е нь видное место в наших с тычк ах за коммунис тиче ское мир опонима ние и з а новую культуру. Пр а в д а, б о р ь ба будет г л а вным о б р а з ом вестись в других обла с т ях—поли- тической и э кономич е с кой. Но в них о ч е р т а ния ф а к т ов и д а н ные б о л ее оче видны и т о л ь ко н а р о чи т ая предв з я тос ть их может и с т олко в а ть в поль зу в р а г ов пе р е с т ройки о бще с т ва на коммунистических н а ч а л а х. Не т о—обл а с ть . в ы с ш е й " кул ь т уры, к о т о р ая пленяет с о з н а ние с амых р а з личных обще с т в енных групп, о с об енно их в ерхушек, б е з р а з д е л ь но господствуя над их психикой. По э т ому и н а и б о л ее ве ско з вуч ал не о к рик „ с о ци а л и с ты—в р а ги п о р я д к а ", а „ с оци а ли с ты—в р а ги к у л ь т у ры". Упомянем т о л ь ко Ль ва Тол с т о г о. „Основ анное иа стремлении к удобствам и в с е в о зможным утонченностям к у л ь т у ры—пишет он социалис тиче ское движе ни е, с амо не з аме ч а я, р о ет с е бе яму и готовит гибель той с амой культуре, во имя к о т о р ой и о т к ры то все э то ф а к е л ь н ое ше с т вие. Вожа ки упустили из виду, что когда осуществятся их же л а н и я, и все м аши ны и ф а б р и ки будут „ э к с пр оприир о в а ны", и будет ус т ановлен коллективистический строй,—тогда т ол ь ко обна ружит с я, что эта г орд ая п а р о в ая э л е к т рич е с к ая культура д о лжна будет рухнуть, и о на р а с п а д е т ся в два - три д н я .—С а мые о с но вные р а б о ты, к о т о рыми подд е ржив а е т ся куль тура, не будет име ть р а бо т- ников .—Никто не пойдет д о быв а т ь, н а приме р, к аме нный уголь... Прид е т ся о т к а з а т ь ся от культуры или ввести кнут"... ( Тс н е р емо— „Воспоминания о JK. Н. Толстом.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2