Сибирские огни, 1922, № 2

они ос т ались ч ужды внутренне стихии поэзии. Их много, Но сррди них нет бо- гов, к ак нет и г р ешник о в. В их песнях нет стихии „ р е ли г ио з ной ". „ Б ез Бо г а ", по с т а в ив с е бе о п р е д е л е нн ую ц е л ь—д а ть к л а с с о в ое искусство п р о л е т а р и а т а, они п о » а ли в некий з а к о л д о в а н ный кру г—и не смогли п е р е д а ть буйного т р епе та ре волюции. Оши б ка их в том, что они не на п е р в о о с н о ве ч е л о в е ч е с к ой, у же з а т ем п е р е л омл е н н ой в социальнос ти и в кла с совых наслоениях, искали источника вдохновения, а в этой „ в т о р о о с н о в е "—ф а б р и к а х, б е т онных трубах, „Ми р о вых Со вн а р к ома х ", „моло т ах" и „коллективах"... Исходили из вн ешн е г о, хотя и близ- кого нам, и д а л ь ше этих внешних, часто н а р ужн о - к р а с о ч ных о б р а з ов не шли. З а д а ч а пр о л е т а ри а т а, е го ис ториче ская миссия, как и в о о бще смысл бытия ч е л о в е ч е с т в а ,—о с в о б о ди ть ч е л о в е ч е с к ую п е р в оо с но ву и ввести е е в ру с ло здо- р о в ой культуры, с в ободную от всяких исторических и з в р аще ний. Этого они не усвоили, это они з а был и. И внешно с т ь, ме х анич е с ко е, не п р е т в о р е н н ое в горни- л е ч е ло в е ч е с ком, их поб е дило. Вместо поэзии получило сь нечто „ г о л о е ", в ещ- ное, хотя и в з я тое из а р с е н а л ов пр о л е т а р с ких. В худшем с луч ае получ а е т ся у них п а т рио т ич е с к ое „ с л а в о с л а в и е ", в луч- ше м—т р а мб о н н ая внешняя песня о ф а б р и к ах и з а в о д а х. Если ты дейс т вит е льно р е в о люцион е р, п р о л е т а р ий, не по ре гис трации, не по па спорту, то говори о с ебе, о с во ем „ н у т р я н ом ', г о в ори с воими на- стоящими слов ами и о б р а з а ми—с по с л едней и б е с п оща д н ой искреннос т ью — и тогда в твоих т ворче с ких в спышк а х, в с о з д а нных т обой о б р а з ах родятся жи- в и е , н а с т о ящие и по д линные „ п р о л е т а р с к и е" ценности. Еспи же нет в т е бе этого ор г а нич е с ки - р е в олюционно г о, то силой внешних а в т о р и т е т ов из с ебя их не в ыжм е ш ь. И эта н е уд а ча прол е тнул ь т овцев и вы з в а ла оши б ку Чужа к а; он пол а г ал догматически, что п р о л е т а р с к ая поэзия д о лжна уже быт ь. Он не о с о з н ал „ э ко номики п е р е ходно го моме н т а" и т о й—т е п е рь пр о с т ой—и с т ины, что р е волюция, ис ториче ски д а в ая выход т ворче с ким сипам у г н е т а емых р а н ь ше классов, на п е р в ое время п о р ы в а ет и р а з р уша ет к ул ь т урные связи. Ре в олюция, фиксируя собой к р уше н ие с т а р ой кул ь т уры, не может с р а зу из своих р е в о люционных и з в е рже ний д а ть новую культуру, и Чужак с т ал рос т ки э той новой к ул ь т уры и с к а ть не там, где следует, и н ашел их в Ма яков с ком, в фу т ури зме. Т е п е рь остается отметить це лую пле яду поэ тов и пис а т е л ей туманной се- в е р н ой с т о л и цы—Пе т р о г р а д а. Они выпу с к ают „Пе т е р б у р г с к ие сборники, а л ьма- на хи ", они выпустили пять с бо рник ов „ З а п и с ок м е ч т а т е л е й" и два н оме р а, „До- ма Искусств". Эга группа по пр еимуще с т ву дейс т вит е льно состоит из ме ч т а т е л ей и фан- т а з е р ов странных. Чем они живут, чем они клянутся? По п р о б ую с к а з а т ь, хотя поис тине к а к - то с т р а шно о них г оворить нам, д е я т е л ям будних дней и п р о з ы. Он и с а м ые му д рые, с а мые и з ы с к а н ные из всех л и т е р а т о р о в. Эт о—а р и с то к р а т ия с о в р е м е н н ой з а п а д н ой и рус ской к у г ь т у ры в п р ямсм и не шу т ливо с мы с ле э то го с л о в а. Они имеют корни и, пс виримому, г лубокие в п р с ш л о м, он ясно чувствуют себя и в н а с т о ящем. Они что-то знают, что-то видят, че го мы т о б ой никогда не увидим, .и их т р у д но нам р а з г а д а т ь, ибо, е с ли их д а р о в и ты пи с а т е ль Ев. Замя тин, смеясь, н ад с т р емл е ни ем к колл е к тивной сп4йке, п ише с в ое с а т ирич е с к ое „Пос л ание смир енно го Замутия, е пи с копа Обе з ьянского " * ), то им самим эта спайк а, их внутренний и з о т е ри зм, и з оляция от всех, присуща ор г анич е с ки в г о р а з до б о л ьшей степени. Они пр е д с т а в л яют поистине из с ебя «замкнутую касту", куда не т о л ь ко п р о л е т а р ию, но и д емо к р а т ии нет входа. Пр а в д а, на с т оящий, б о л ьшой т а л а нт вырыв а е т ся и из ихнего . р а я " , по слову Мих. Пл а т оно ва („Дом Искусств'' № 2), он рушит и их „негативную" зам- кнутость от обще с т в е нно с ти и, конечно, ft. Б л о к, к о т о рый и среди них высился *) Записки мечтателей, № 2—3, 1921 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2