Сибирские огни, 1922, № 2

Но если еще не разработан план электрификации для Сибири, то все же вполне определенно наметились предварительные работы и ближайшие очеред- ные задачи. Основной план работы намечен трудами государственной комиссии по электрификации (ГОЭЛРО) и первым Всероссийским с'ездом по электрифика- ции, которым явился 8 й Всероссийский электротехнический с'езд. Материалами служат план ин. Близняк, опубликованный в трудах ГОЭЛРО, проекты, пред- ставленные специалистами, г. Томска, главным образом, профессурой Томского Технологического Института, работы отдельных сотрудников губернских комис- сий по электрификации и Сибгоэлро и, каконец, отдельные работы инженеров специалистов, представлявших проекты еще в эпоху царского строя. В общем, надо признать, что материалы не полны, не достаточно обоснованы и даже сведения отчетного порядка собираются и высылаются местами неаккуратно. Говорить о возможности капитальных построек и установке солидных рай- онных станций в Сибири, к сожалению, пока не приходится. Во первых, из тех небольших рессурсов оборудований, которые находятся в распоряжении нашей Республики—пока Сибири ничего не уделяется, так как Сидирь, пока что, в хо- зяйстве Р. С. Ф. С. Р. является базой сырьевого снабжения. Сейчас приходится лишь изыскивать всякого рода практические подходы к этому и изворачиваться местными рессурсами и небольшой поддержкой Урала. Поэтому первым особенно острым вопросом стоит— упорядочение и об- следование существующего силового хозяйства в рамках практической возможности. Что обследование нужно—говорить не приходится. Что кое-какие средства к упсрядочению имеются—опыт и практика это'подтверждают. Надо лишь не- много усилить свою энергию и понять зависимость экономической разрухи от отсутствия рационального хозяйства. Отдельными заплатами дела не попра- вишь—нужна длительная, не сразу зам"етная, но упорная работа. Даже недостаточно полное обследование и учет показали, насколько не- сов ершенно силовое хозяйство Сибири, насколько малы существующие установ- ки и как они неправильно используются. По анкетам Сибисполвода, отчасти использованными проф. Хрущевым в своей проектной работе, привожу суммарные данные по двадцати шести глав- ным городам Сибири. Всего двигателей 129, мощность л. с. 14,224, число генераторов тока (т. е. динамомашин, которые приводятся двигателями)—124, их мощ-юсть в киловат- тах 5,955. Двигатели распределяются на три группы: Паровых машин и локомобилей . . . . 94 „ турбин 10 Водяных турбин 3 Двигателей внутреннего сгорания . . . 22 Итого . . . . 129 По характеру тока электрической энергии в к. в.: Постоянный 3,745 Однофазный 1,710 Трехфазный 500 Итого . . . 5,955 В то время как наибоее удобным током Для эксплоатации, передачи и д аже простоты конструкции машин (а потому и ухода за ними)—является трехфазный ток, к которому давно перешел весь з апад и крупные города Республики,—мы видим в Сибири старое оборудование, кстати сказать совсем изношенное. Электрическую энергию наших городов нельзя или слишком не- выгодно потреблять для промышленных целей. При такой малой мощности мы имеем непомерно большое количество установок,—совершенно не экономичных, не соответствующих целесообразному использованию топлива, имеющегося в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2