Сибирские огни, 1922, № 2

Концентрация русской промышл енно с ти в свое время сделала быс т рые успехи и обо г на ла как Германию, т ак и Бе л ь г ию, что видно из следующих цифр, взятых из той же книги. Группы фабр. з»вод. предпр. Г е р м а н и я I Р о с с и я Число раб. на одно пред. Число раб. на одно пред. От 6—50 „ 5 1 - 1 „ 1000 и бол.! 13 139 1.900 16,5 195 0 2.351,0 По о тношению к Бель гии эти цифры выступают е ще ярче. Эти фа к ты опять таки р а з бив ают д о в о ды т. Чудинова и я р ко п о к а зыв а ет всю нелепость ут верждения относительно ступеней развития, и подт в ерждают наши у т в е рждения, что можно, путем перенесения з а п а д но европейской техники в наше с е л ь с кое хозяйство условия его в корне изменить. Конечно, для этого нужен це лый ряд лет; поэтому т. Бухарин и ук а зыв а е т, что это установление „мед- ленно и бол е з ненно ". И с ов с ем уже консервативно, в духе народнических учений 80-х г.г., звучат слова, что . м е л к ое индивидуальное хозяйство составляет фундамент страны", а потому „вся архитектура, с т роюща я ся на этом фундаменте, имеет второс т епенное значение". Это значит, что крупная промышленнос т ь, же л е з ные дороги в н а ш ей народном хозяйстве-ничто, э л е к т рофик ация, техника —второстепенная „надстрой и>", а мелкое кре с т ьянское хозяйство—пуп земли, вокруг которого все движется. И естественен поэтому тот вывод, к которому приходит тДЧудинов в результате такого утверждения: „Социализм не может быть навя з ан д е р е з не извне. Социа- лизм вырастает из с т арой культуры под влиянием тех сил, к о т о рые рождаются |на почве развизаюше.гося с.-х. произ водс т в а ". Это . и з в н е" прямо классически трогательно! Не вспомнит-ли тов. Чудинов у т в е ржд ение народников о том, что капита- листические отношения („Капитализм не может быть д е р е в не навязан извне") хе коснутся русской деревни или коснутся е е в т а кой не з начит е льной степени, уо общинные устои не будут потрясены. Чем же отличается взгляд на родников ВО годов от взгляда тов. Чудинова после проделанной прол е т а ри а т ом с оциа л ь- ной революции? Ровно ничем. Поэтому мы вовсе не склонны присоединиться к архаическому утвержде "ию что „центр тяжести лежит только в д е р е вне, что только деревня повернет Ьуль истории". Руль истории, т."Чудинов, конечно, повернется, но повернется он rt e гам, где вы думаете, ибо—это нужно т в е рдо усвоить—великий путь от капи- тализма к коммунизму лежит не ч е р ез у з кие и к ривые улицы д е р е вни к городу. *ак это вы пыт а е т е сь утвержда ть, а—на оборо т—проходит от широких улиц го- Рэаов к кривым и узким улицам д е р е вни. Чудинов предпринял к а кую то ре ви з ию коммунизма в области крестьянской 'Зяитики, чтобы „что то" док а з а т ь, но ок а зыв а е т с я, что нам нечего пересмат- ривать Чудинов хотел опровергнуть Маркса во имя того же Маркса и естествгн- доказал себя только путанным эклектиком ЗНАЧЕНИЕ ?Е Г УЯИР05АНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА- . До тех пор, пока мы крестьянское хозяйство только регулируем (только ли?), до этого 9 Ремени мы расписываемся в собственной неспособности уловить процессы, происходящие 6 Н , Т Р И крестьянского хозяйства. Регулирование не только не разрешает задачи, но отда- ее разрешение (Курсив наш. Д. Т и ь Я) Социализм не может быть навязан деревне Социализм вырастает из старой культуры под влиянием тех сил которые борются в a srow обществе, поэтому деревня может эволюционировать к социализму под влиянием lex >л; '. которые рождаются нз почве развивающегося с. х. производства*. Пр ежде всего необходимо сказать, что а п е р и од р е в олюции мы вовсе не Снимались только регулированием крестьянского хозяйства. Han пришло сь про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2