Сибирские огни, 1922, № 2

с гблодм в России" е ще в на ч а ле 30-х годов? Р а з ве не лучЩай марксистская работа 90-х годов „Развитие капитализма в России" т. Ленина (В Ильина) по- священа анализу изменений в хозяйственном строе деревни? Именно потому, что мы историческую роль проле т ариа та видели в том, что он является вождем, гегемоном революции, для нас никогда не было б е з р а з личным делом, кем бу- дет решаться а грарный вопрос, как будут р еша т ь ся вопросы крестьянской жиз- ни Я решения летней конференции 1905 года, когда мы наметили основные черты того союза рабочих и крестьян, который нам целиком удалось осущест- вить только в 1917 году и в последующие г оды? А прения по а грарному во- просу, а наши разногласия по этому вопросу на Стокгольмском о б в ини т е л ь- ном с'езде 1906 года? А н аше активное участие в ор г аниз гции б о р ь бы сельско- хсзяйственных рабочих и руководство крестьянским движением в Грузии, При балтийском крае и других местах? Судьба крестьянского хозяйства, судьба крестьянина, его роль в революции ,—ра з ве не это определя ет напра вление на' шей работы в период после фе в р а ля 1917 года? Ведь весь этот период между февралем и октябрем и позднее был периодом самого энергичного втягивания крестьянства в революционную борьбу, в строительство нового государства. Только слепой этого не видит. Мы не знаем ни одного с'езда Советов, ни од- ного партийного с'езда, ни одной с е рь е з ной конференции, где в той или иной форме не ставился бы вопрос о д е р е вне, об установлении правильных с нею взаимоотношений, о помощи ей, о поднятии производительности ее хозяйства, о путях к обобществлению его, к переходу к б о л ее с о в е рше нным формам. Право, д аже совестно это док а зыв а ть в журнале, на знамни которого красует- ся „Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Значит, не в том вопрос, очевидно,—не в недостатке внимания к судьбам крестьянства, деревни. Очевидно вопрос в том, как смотреть на крестьянина, на деревню: рассматривать-ли ее, как это делает т. Чудинов, как нечто единое, не- разделенное, недифференцированное, почти однородное или видеть в ней пере- плетение ipijnn с различными классовыми и политическими интересами. В этом— суть дела. У тon. Чудинова нег ни ма л е йшей попытки ра з обра т ь ся в этом,—а с этого бы ему надо начать. Именно поэтому он впада ет в нравоучительный тон, раз'ясняя нам, что д е р е вню нельзя рассма трива ть как „об ект воздействия тех или иных экспериментов", что это будет однобокий взгляд. Надо было дока- зать сначала, что мы так ра с сма трив а ем д е р е вню,—т ол ь ко как об'ект воздей- ствия тех или иных экспериментов. Тов. Чудинов ставит „во всей своей глуби- не вопрос.' приемлет-ли крестьянство коммунизм и на каких условиях ?" И по- учает нас: „Решить этот вопрос без мужика не в о зможно точно т ак же, как невоз- можно ему навязать постороннюю волю, поскольку она противоречит его жиз- ненным интересам. Слишком велик социальный пласт, н а з ыв а е мый крестьян- ством, чтобы ра считыва ть на силу внешне го воздействия. Но этой простой мысли еще к сожалению никто (так таки никто, кроме т. Чудинова?) еще не усвоил, ми (?) все еще деревню сбрасываем со счетов истории". Ну, ра з ве можно в с ерь е зной статье у т в е ржд а ть такие не с е р ь е з ные вещи? Никто не усвоил мысли, что д е р е вню нельзя с кидыв а ть со счетов истории, „мы" все еще занимаемся этим делом. С кого вы портре ты эти пишите, тов. Чудинов? ПЕРВЫЙ .ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ" ДОВОД- Центральным волросом всякой революции является вопрос о крестьянстве, тем бол ее революции пролетарской, которая имеет своей целью капиталисти- ческие отношения заменить новыми. Поэтому вопрос о взаимоотношениях проле- Шариата и крестьянства, города и деревни, интересует руководящую партию ре«<>' люции больше всяких других проблем, ибо от пр а вил ьной организации этих вза- имоотношений зависит „судьба ч е лов е ч е с т в а ". Распад капиталистических связей на первых порах приводит к обособле- нию города от деревни и к н а руше нию равновесия между ними, вопрос о вос- становлении которого носит решающий хара к т ер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2