Сибирские огни, 1922, № 2

Неверный компас—неверный путь. (Ответ т. Чудинову). Когда и д ешь в далекий путь, надо, все таки, знать этот путь, знать хотя бы основные его направления. А если путь еще неизвестен, если он неровный, извилистый, с уклонами вправо и влево, с отступлениями и новыми движениями вперед, то надо иметь хороший компас, если нет з а р а н ее точно вычерченной карты пути. Мы, марксисты, счастливы тем, что у нас есть этот хороший, верный компас. Этот компас—учение марксизма, диалектический способ рассмотрения общественных явлений, изучение их не только и не столько в их бытии, но и в их развитии. К сожалению, пускаясь в далекий путь исследования такого важного, боль- шого вопроса, как вопрос о д а л ьн е йших судьбах н аше го крестьянского хозяй- ства, о его развитии и обобще с твлении, тов. Чудинов не запасся этим компасом. Больше того: у нас получилось впечатление, что он все еще ориентируется по безнадежно путанным, фантастическим схемам народнической мысли, что его пером водит не Карл Маркс, а Н. К. Михайловский или В. В. (Воронцов). И оттого, что т. Чудинов сам этого не з амеча е т, оттого, что он иногда прикры вает марксистской фр а з ой народниче с кую мысль, его своевременная, нужная, искренняя попытка осветить такой жгучий вопрос упирается в тупики, не нахо Дит широко го прос тора, выхода, крыг.ья его мысли бессильно бьются в этих тупиках. Так шир о ко ра змахнувшись вначале, что кажется, и камня на камне не останется от „Экономики переходного периода" т. Бухарина, т. Чудиноз в конце статьи приходит к выводам, к о т о рые он собирался оспорить: гора родит у него самого малень ко го мыше нк а. И мы говорим т. Чудинову: „Не угодно ли вам пройтись с нами по дебоям в ашей статьи с б о л ее в ерным компасом—с ксмпасом марксизма, и вы увидите с о в е рше нно другие перспективы и вещи, о с в ещенные совершенно в другом свете". ЗЛБЫРАЛИ-ЛИ МЫ ПГО ДЕРЕВНЮ. „А все таки, все-таки н а до смотре ть на мужика", поучает нас т. Чудинов словами Гл. Ив. Успенского. „Мы все еще д е р е вню с б р а сыв а ем со счетов исто- рии". Поз вольт е, тов. Чудинов: кто это „мы"? Если вы говорите про коммуни- стическую партию, к которой мы с ЕЭМИ принадлежим, то справедпив-ли ваш Упрек? Когда это мы с бр а сыв а ли дере вню со счетов истории? Мы этого време- ни не знаем. С момента з а рожд е ния нашей партии, народники ра зных толков "Рисваивали с ебе менополыо люб зи к д е р е вн е, к мужику, а нас, марксистов, Пй учали вот так, кгк вы поуча е те теперь. Мы говорили тогда словами Плеханова: Резолюция в России победит, как революция р абоче го класса или она никогда победит. И это было так, это опр а вд а ло с ь. Но значило-ли это когда нибудь, что мы р а в но д ушны к судьбам деревни? Ра з ве не Группа Освобождения Труда 8 лице Г. В. Плеханова поставила сильно, я р ко и с шир о ким политическим о.х- в атом вопрос о „всероссийском р а з о р е нии" и „о з а д а ч ах социалистов в бор ь бе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2