Сибирские огни, 1922, № 2

5. Поскольку крестьянское хозяйство реализует свои ценности на широ- ком рынк е, оно конкурирует с т е ми хозяйствами, ко т орые выбрасывают одно- родные ценности и под влиянием этой конкуренции отдельные мелкие кре- стьянские хозяйства выделяются из о бщей массы масштабом своей производ- ственной деятельности. Следов а т ельно, происходит процесс концентрации с.-хоз. капит алов и неиз бежно с ним связанный технический под'ем. Все эти признаки дают основание заключать, что крестьянское хозяйство является мелкобуржуа зным. Но (ЭТУ мелкую б у ржу а з ию мы ЕИДИМ в таком состоянии, когда она не оформил а сь еще, как класс, когда она колеблется между двумя классами: крупной буржу а з ией и проле т ариа том. Та кое колебательное положение мелкой буржуазии об'ясняется состоянием ее хозяйства, не окр епше г о, технически отсталого, бессильного справиться со слепыми силами природы. Когда крестья- нин вынужден б р о с а ть свой домашний скарб, на сиженные места и отправлять- ся в неизвестное путешествий за куском хлеба,—это значит, что мелкая бур- жуазия в лице крестьянства иногда находится на б о л ее низкой ступени соци- альной лестницы, чем проле т ариа т. Что т акое дв адца ть миллионов голодающих крестьян? Это лумпен-пролетариат, п е р еше дшие всякий предел нищенства. Голодающий крестьянин есть то же, что и голодный бе з работный рабочий. Союз рабочих и крестьян,—это не случайное тактическое соглашение, этот союз есть круговая порука голодных в одинаковой степеникак рабочих, так и крестьян. Мелкая буржуазия держится за свое индивидуальное хозяйство до тех пор, яока она не видит ничего бол ее совершенного с технической стороны, ч то бы . в с е р ь ез и надолго" обеспечивало его материальное благополучие. Мелкля буржуазия точно так же, как и все классы общества, стремится к осуществлению тех задач, ко т орые бы гарантировали наибольшую производительность ее хо- зяйства Никто не враг своему собственному карману. Если мелкая буржуазия # будет поставлена в условия, ис ключ ающие необходимость держаться за ро г аль деревянной сохи, то она это сделает не задумываясь. Зд е сь уместно остановиться на одном важном вопросе о том, при каких условиях производительные силы общества разовьются в наибольшей степени: в том ли случае, когда хозяйство базируется на пр а ве собственности или на- оборот, в условиях соцйалистическоТо хозяйства - —на я р а ве коллективного вла- дения? Прудон, например, отрицая собственность, отрицает в то же время и общность. Общность есть т акое же отрицание равенства, как и собственность, но только в противоположном смысле: собственность есть эксплоатация с л або го сильным, общность есть ^«гпппятдция гипкнпгп гпаоым: в собственности нера- венство условий порождается силой, в общности его производит посредствен- ность, оцениваемая одинаково с силой. Общность есть рабство, ибо она уни- чтожает свободное ра споряжение способностями, и если собственность порож- дает соревнование в приобретении благ, то общность порожда ет соре внов ание ленивых. Так смотрел Прудон и рекомендовал „эклектическую похлебку" в виде смешения нескольких противоположных по своей природе принципов. Слабая сторона всего этого морализирования заключается в том, что об- щность и собственность понимаются только, как условия развития производи- тельных сил в то время, когда они являются одновременно и следствием этого {развития и, следовательно, с ними приходится считаться, как с результатом естественно ра з вивающе г ося процесса хозяйственной деятельности. Общнос ть или социализм не выдумываются в тиши кабинетов: они рож- даются в процессе производства. Поскольку общность является фактом, постольку она выгодна. Общность вырастает в результате все более услож- няющегося и увеличивающегося сотрудничества в процессе производства. ^ Поэтому и с.-х. производство может быть построено по принципу общно- сти: для этого только нужно, чтобы оно было бол ее выгодным, чем мелкое индивидуальное хозяйство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2