Учеба и воспитание, 1924, № 16

в т о р о й ц и ь е л П р о и с х о ж д е н и е м й р а , з е м л и , р а с т е н и й , ж и в о т н ы х и ч е л о в е к а . 'Задачи цикла : 1) Дать кружковцам понять элементарные теории происхождения мира. 2) Ознакомить их систорией земли. 3) Ознакомить их с законами, существующими л живом мире (Дарвинизм). 4) На основе этого содействовать выработке материалистического взгляда в вопросах происхождения человека, разбить существующие неправильные представления и отголоски рели- гиозных взглядов. 8 . К а н н а у к а об‘ ясняе 1 п ро и с хожд ения мира . З а д ач и занятия : 1 ) Д а т ь понятие о мате ­ рии и ее устройстве . 2 ) Д а т ь понятие об эле ­ ментарных г ипо те зах проис ­ х ож д е н и я мира а) Понятие о материи и ее устройстве. б) Как образуются туманности, Образование солнечной системы из туманности. в) Теория Канта Лаплас? г ) Теория Мультона — Чемберлена. Л и т ер а тур а - Малинин — История мира 1-я глава. Стра тонов •— Звезды— стр. 325— 329. Фридман — Беседа но естествознанию, в свя­ зи с сельским хозяйством — стр 1 3 5 - 1 7 2 . а) Чтение о строении материй. Ф ри дм а н — „Беседы по естествознанию к свя зи с сельским хозяйством“— стр 166— 168. б) Беседа руководителя по пунктам „б", „в“ „ г “ с рисунками на доске ц чтением (там Ж( стр. 155— 164). • т 1 * ' Украшение: Лоз ун г : Наука, изучая явления мира, стара рается об;яснить их. Работа : 1 Демонстрация диапозитивов о происхожде нии мира. б) Спор о происхождении мира. - 9 . К а н образовалась н аш а земля . З а д а ч и зан я тия : 1 ) Д а т ь понятие о п о р я д к е , в ка ком развивалась земля 2 ) Да т ь понятие о к р у г о ­ вороте , с ущ е с т в ующ ем во вселенной 3. Разбить всяческие пред ­ ставления о кончине мира и поповском пон им а н ии , об 'яс няя гибель мира причинной закономерностью явлений . 1 а) Отрыв клубка раскаленной массы от общей туманности. б) Остывание его. Превращение земли и; звезды в планету. Скорость врещения земли сжатие земли. в) Образование воды и атмосферы. г) Работа воды и ветра на поверхности земли д) Иочвленир. жизни на земле. а) Проделывание опыта Плзто. б) Чтение по содержанию пункта из книги Малинина. „История мира“ . в) Опыт с водородом— образование воды. г, д, е) Беседы руководителя и запись выво­ дов из нее. 1 Украшение: Лоз ун г : „Земля не была сотворена по слов} божию, а развивалась в течение многих мил 1лиоиов лет“. Работа : а) Демонстрация опыта Плато или рассказ !проведении его в кружке. б). Чоеине из книжки Малинина. ‘-'Г. : ¿АЛ-СИБ. КРАЯБА* е) Круговорот во вселенной (гибель и возни­ кновение миров, может-ли быть такой коне! мира, какой предсказывают попы (страшный суд) 1 Л и т ер атура : см. тема ,.8 ". | 1 в) Опыт с водородом. г) Спор по вопросу „Была-ли земля сотворе­ на богом и какой конец ее ожидает“ . 1 1 0 . К а к земля ра с с к а зы ­ ва е т свою историю . З а д а ч и занятия : 1 ) Выявить у к руж ковц ев имеющи е с я сведения об и з ­ менении поверхности земли. а) Изменение поверхности земли. б) Деятели изменения. Вода, ветер, смена темпе­ ратуры, животные и растения, вулканические силы. в) Созидательная деятельность. г) Передвилсение морей и материков. д) Образование осадочных пород. е) Передвижение тундры на юг и лесостепи на степь. Л и т ер а т у р а . П ан к ев и ч —„Жизнь земной коры“—стр. 66— 77, 82-13(3. Ио г а нн и -В аль т ер — „Первые шаги науки о земле“ . В а гн ер — „Рассказы о земле“. a) Беседа руководителя. б) Составление плаката „Разрушительные си­ лы природы“ (материалом могут служить вырез­ ки из старых учебников) или демонстрация таблиц. b) Запись основных положении в тетради. г) Составление плаката из газетных и жур­ нальных вырезок о землетрясении в Я понии . | а) Конкурс ответа па. ворпос „Отчего бывает землетрясение и изменяется-ли поверхность земли. б) Обход кружковцами всех уголков с изго­ товленными в кружке плакатами. Изготовленные плакаты п е ­ редаются в клуб для очеред­ ной выставки. 1 1 . К а к земля р асс к а зы ­ вает свою историю. З а д а ч и зан я ти я : 1 ) Д а т ь понять к р у ж к о в ­ ц ам , к а к люди и зу ч аю т и с т о ­ рию земли. 2 ) Привести их к выводу о постепенном развитии ж и ­ вотного мира . а) Находки в земле отпечатков растений и животных. Кости ископаемых, б) Чем это обго­ няется. в) К какому мнению пришли ученые, изучая книгу-землю. Л и т ер а тур а : М ал ини н — ..История мира“ . А г афо но в — „Прошлое, настоящее и будущее земли*. Неймайер — „История земли“ том И й . ! Экскурсия в музей, беседа по пунктам. Темы при обзоре экспонатов, с повторением предыдущей темы. ! а) Рассказ кр-цам— „Что я видел в музее“ , б) Проводится ряд экскурсий в музей. Л о з ун г : „Земля это— книга, ум;й только чи тать ее“ . в) Конкурс на прочтение и рассказывание книжки Малинина «История мира». ■ 1 2 . В чем заключает ся уч ени е Да р ви н а . З а д ач и занятия : 1) Да т ь пред с т авл ени е о р а знообра з ии ж и во г о мира. 2 ) Об ‘яснить это оа знооб - ра зие теорией Д а р в и н а , вы­ теснить в с я к ое участие б о ­ же с т в а . а) Живой и неживой мир в природе, б) Р а з ­ нообразие животных и растительных форм По­ роды и виды животных, в) Старое об‘яснение этого. Теория Кювье, г) 0 чем учил Дарвин Наследственность и. изменчивость. Искусственный отбор. Л и т ер а т ур а : Тими ря з ев —,,Дарвин и его учение“ . Лебед ев — „В чем сущность учения Дарвина". Г р ем я ц к и й —-„Борьба за жизнь в природе“ . а) Рассматривание картин животных и ра­ стений, беседы но пунктам „а“ , „6“ , „в*. б) Чтение отрывков из книги Лебедева «В чем сущность учения Дарвина». в) Подготовка к вечеру Дарвина. „Как люди изменяют породу животных и растений“ . Украшение: портрет Дарвина и биография. Лозунг: «Если человек не в силах еще соз­ давать живые существа, то он с успехом изме­ няет их. - 2) Подбор и разучивание стихотворений к клуб­ ному вечеру Дарвина. 3) Об искусственном подборе. Конкурс ответов на вопрос: „К ак улучшать породы домашнего скота“. 1 3 . В чем заключается т е ­ ория Д а р в и н а . З адачи занятия : 1) Да т ь понятие о п р и ч и н а х изменяемости растений и ж и ­ вотных в природ е . 2 ) Д а т ь правильное пон я ­ ти е о теории эволюции. 3 ) Д о к а з а т ь нелепость п о ­ п о в с к о г о ра с с к а з а о тв ор е ­ нии жи в о т ны х . а) Борьба за существование. Естественный отбор, б) Постепенное развитие живого мира. Теория эволюции, в) Мутации: скачки в приро­ де и революция. Извращение буржуазией учения об эволюции. \ 1 a j Составление плаката: „Как растения и жи­ вотные борются за свою жизнь“ с содержанием: а) Борьба за жизнь. б) Симбиозеожлтельство. в) Покровительственная окраска. г) Предостерегающая окраска. д) Паразитизм и т. д. Выполнение плаката проводится в порядке работы Ленинских уголков, при этом представи­ телям Ленинских уголков для выполнения да­ ются отдельные отделы плаката Но изготовле­ нию отдела плаката, кружковцы обходят с ним все Ленинские уголки и после передают в клуб для отчетной выставки. (К вечеру- Дарвина). 6) Чтение Фридман— „Беседы но естествозна­ нию“— стр. 217— 249 и разработка агнтсуда над буржуазией, извращающей теорию эволюции, перенося ее на общество. (Агитсуд ставится в клубе на взчере Дарвина]. а) Работа над частью плаката но задаиию кружка. б) Посещсиие кр-цами одного уголка, уголков других частей. в) Чтение литературы, освещающей обществен­ ную жизнь животных. Клубный вечер Д а р в и н а . 1) Доклад одного из круж­ ковцев о биографии Дарвина. 2) Содоклад политкружка на тему: «почему Дарвин великий революционер». 3) Инсценированный суд над буржуазией, извратившей тео­ рию эволюции, перенесшей ее на общий строй, 4) Стенная газета «Идея развития — есть ключи к пони­ манию природы». 5) Выставка с отделами: а) различные способы, приспо­ собления, к среде разных групп животных и растений. б) Эволюция органического и неорганического мира». (Таб­ 14-. О т к у д а появилась ж и з нь на земле и как она развивалась. Задачи занятия : 1 ) Д а т ь понятие о с трое ­ нии живо т ных и рас т ен ий . а) Строение тела животного и растения (клет­ ка). б) Одноклеточные животные, их жизнь, борьба за существование, образование колоний, в) Химический состав клетки и белка Л и т ер атур а : Я ковлев — „ 0 происхождении жизни назе- ■мле“ . Коетычев — „ 0 появлении жизни на земле“ . З а в а д о в с к и й — „0 коробке консервов и происхо­ ждении жизни на земле*. а) Рассматривание в микроскоп инфузорий, [ беседа по пунктам темы, о бактериях и зараз ных болезнях. Чтение книги Костычева „Появление жи­ зни на земле“ . Работа : а) Рассказ кружковцев о том, что узнали в кружке о строении тела растений и животных с демонстрацией препаратов клетки в микроскоп. б) Чтение „Безбожник“ Д» 6 и беседы о зна-1 харствах. лица и рисунки), в) Литера­ тура по отделам выетавки. 1 5 . О т к у д а появилась ж и з н ь на земле и к а к она развивалась . З а д а ч и занятия : Вытеснить всякое пр ед - ставлениз о сотворении жи - 1 вотных и растений одним а к том б о г а . а) Теория самозарождения и перенесения жизни с другой планеты, б) Путь развития животных и растений. Ли терат ура : см. 12-ю тему. I а) Беседа о теории происхождения жизни. б) Составление схемы развития животных и растений. в) Чтение книги Костычева—„Происхож­ дение жизни на земле“ , стр.— 5 —9. Составление плаката , ,Дерево жизни" (по книге Бельше—происхождение жизни на земле). Плакат по использовании передается в клуб р я выстав­ ки. 1 6 . Иа к н а у к а об ' ясняет прои с хожд е ни е человека . З ад ач и зан я тия : 1 ) Прив ес ти к р у ж к о в ц е в к мысли, ч то человек то -ж е ж и в о т н о е . 2 ) Ознакомить с результа ­ т ам и р а с к о п о к . 3 ) Выработать пред с тав ­ ление о пути развития чело ­ в е к а . а) Сходство строения человеческого тела со строением тела животного. б) Повторение зародышем человека и дру­ гих животных фаз развития. в) Животное происхождение человека Руди­ менты. Ли терат ура : Анучин — „Происхождение человека“ . Л е х е — „Происхождение человека". Б е л ьш е — „Происхождение человека“ . 1 а) Сравнение строения тела животного с человеком. б) Сравнительные рисунки зародышей жи-1 вотного и человека. | 1 | | а) Конкурс на ответ по вопросу: , ,Какая разница между человеком и животным“ , б) Спор но группам по вопросу: „Человек гоже животное“ . 1 7 . К а к н а у к а об ' ясняе т п ро и с хожд е ни е человека . З а д а ч и занятия : ( см . за н я ти е 1 6 - е ) . а) Кровное родство животных. б) Данные ископаемые. в) Произошел ли человек от обезьяны. Путь швития человека. Ли тера т ур а : см. занятие 15-е а) Беседа, б) Подбор рисунков ископаемых. в) Чтение книги Бельше — происхождение! человека. Составление схемы развития чело­ века. г) Запись основных мыслей. а) Проводятся групповые экскурсии в музей. б) Проводится анкета, составленная круж­ ковцами по 14, 15, 16 и 17 темам. 1 8 . Ито говое собрание к р у ж к а . 11 а) Доклад комиссии, проводившей анкету. б) Доклад старостата о проделанной работе Перевыборы старостата. Беседа о задачах и программе дальнейшей >аботы. * Примечание. После каждого занятия кружка проводится: 1) короткое коллективное суммирование проработанного и краткая итоговая запись в тетрадях; 2) инструктивная беседа о то«, как провести проработку данного вопроса в Ленинском уголке; 3) намечаются основные моменты, по котормым строится неплановая случайная работа. А ги тпроп П у о к р а С и бВО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2