Продовольственный бюллетень, 1922, № 19-20

государственного товарообмена и вообще внена­ логовых заготовок с.-х. продуктов. Но допущение свободного распоряжения сво­ бодными излишками вызвало и разрешение част­ ной торговли, декретированной под названием „свободного местного оборота“ . На очереди также встал вопрос и об измене­ нии отношения к кооперации в смысле предоста вления ей самостоятельности. Участие государства в торговом обороте, допущение частных торговых и промышленных предприятий повело к переводу государственных предприятий на хозяйственный расчет, а в связи с этими обстоятельствами, а также благодаря наличности свободного рынка, явилась необходи­ мость коренного пересмотра вопроса о снабже­ нии государством целого ряда потребительских групп. Таким образом и в деле государственных заготовок и в деле распределения были произ­ ведены коренные реформы, первые итоги кото­ рых уже более или менее определенно выявились к моменту созыва 4 го Всероссийского Продоволь­ ственного Совещания. К этому моменту закончилась и первая прод- налоговая кампания, выяснилась роль кооперации в деле внеплановых заготовок, наметились пре­ делы торговых операций государства, доведено до максимума сокращение числа потребитель­ ских групп, оставшихся на госснабжении и вообще более или менее определенно сказались первые итоги новой экономической политики во всех областйх, неразрывно связанных с продовольст­ венными операциями. И перед с'ездом конкретно были поставлены следующие основные вопросы: Учет итогов первой продналоговой кампании и в связи с установлением единого натурналога. Вненалогозые заготовки. Государственное снабжение в условиях новой экономической политики. Источники средств на содержание органов Наркомпрода. Само собой разумеется, что центр внимания продсовещания сосредоточился на едином натур налоге и, в связи с этим—и на итогах только что закончившейся первой продналоговой кампанией. Хотя первая продналоговая кампания и протекала при неблагоприятных обстоятельствах, неизбежных при крупных мероприятиях переходного характера, осложнившихся вследствие громадных размеров неурожая, постигшего житницу России, но, тем не менее, достигнутые результаты оказались удовле­ творительными. Главное же опыт первой прод- кампании дал весьма ценный материал для устра­ нения тех дефектов налогового законодательства, которое было создано на спех и проводилось в жизнь без должной к тому подготовки. Главнейшим недостатком действовавшего нало­ гового законодательства являлись: множествен­ ность налогов, несогласованность обязательности сдачи большего числа продуктов с наличностью их в хозяйстве, повторность обложения и грубо схематичное установление разрядов урожайности. Наркомпрод в своем докладе по налоговому за­ конодательству, констатируя вышеприведенные недочеты, признает, что устранение этих недочетов возможно лишь при упрощении налоговой систе­ мы, путем приспособления последней к основным особенностям крестьянского хозяйства. Последнее положение некоторыми участниками совещания углублялось или, вернее сказать, „упрощалось“ до признания необходимости замены .натурналога деньгами;-но это крайнее мнение не могло найти поддержки у большинства прод совещания, ибо при современных хозяйственных и финансовых условиях сохранение натуробложе- ния, не смотря на его громоздкость, является не­ избежным. Но в то же время нельзя оставаться при налоговом законодательстве, несовершенства которого столь очевидны. И вот единственным выходом, ведущим к возможному при данных условиях усовершенствованию налоговой системы, является единый натурналог, исчисляемый в еди­ ной весовой единице и сдаваемый налогоплатель­ щиками основными сельскохозяйственными про­ дуктами. Но при этом налогоплательщикам дол­ жны быть предоставлены возможно широкие права замены одного продукта другим при обес печении интересов государства. Декрет о едином натурналоге был издан до начала работ продсовещания, тем не менее, все существенные дефекты действовавшего налого вого законодательства в нем были учтены. Про­ изошло это не случайно, а потому, что Нарком- прод при разработке вопроса о реформе налого­ вого законодательства имел в своем распоряжении богатый материал—отзывы с мест о дефектах первого налогового закона и э;ги материалы были исчерпаны в значительной мере при составлении проекта декрета о едином натурналоге. Так что осно­ вы этого декрета создались, собственно, на местах на опыте истекшей продкампании Вот почему, если и были в совещании прения, то они своди­ лись не к принципиальным разногласиям, а к деталям Но впоследствии, как мы видам теперь, все наиболее важные замечания совещания по частным вопросам процналогового законодатель ства приняты во внимание Наркомлродом, внесшим в инструкцию по проведению натур­ налога толкование некоторых параграфов де­ крета в духе пожеланий продсовещания. Неко­ торые же замечания продсовещания были воп­ лощены в форму прямых поправок ВЦИК к опуб­ ликованному декрету. Таким образом мы видим, что работа прод­ совещания по основному вопросу его программы явилась вполне продуктивной и восполнила все наиболее существенные пробелы в реформе нало­ гового законодательства. Конечно, продсовещание не могло изменить са­ мый, так сказать, переходный характер закона о едином натурналоге, но причина тому лежит вне желания и правительства и членов продсовещания, ибо пбка не изменятся общие экономические условия, пока государственное хозяйство не выкри­ сталлизуется в устойчивые формы, нельзя гово­ рить о создании основного законодательства, регулирующего экономическую жизнь. Закон о едином натурналоге надлежит рассма­ тривать, как единственную возможность при со­ временных условиях упростить практическое раз­ решение задач в области государственных дохо­ дов и создать более благоприятные условия для поднятия производительности сельского хозяйства Республики путем предоставления хозяевам наи­ большей свободы в распоряжении продуктами своего труда. Но насколько удовлетворительны были резуль­ таты перехода от продразверстки к продналогу, настолько неудачны итоги вненалоговых загото­ вок сельско-хозяйственных продуктов. И если в области налоговой практики нужны усовершен­ ствования создавшихся форм с сохранением их основной сущности, то в деле вненалоговых заго­ товок требуется ломка всего созданного и воз­ ведение нового здания на совершенно новом фундаменте. К тому выводу пришли места, это и констатирует центр в тезисах доклада Продсо- вещанию по вопросу о вненалоговых заготовках. Отмечая крайнюю невыгодность государственной „торговли*, доклад отмечает, что государственные органы, как участники в торговых операциях, должны выступать лишь в целях заготовки продовольствия и сырья для государственных продуктов и наиболее важной реализации про­ дуктов. , Опыт заготовки крупными государственными промышленными предприятиями путем заключения договоров с Центросоюзом дал отрицательные ре зультаты. Заготовки трестами через свои агенту­ ры на местах обошлись чрезвычайно дорого. Та­ ким образом, на очереди встал кардинальный во- А, ч . ’¥■ * * Л й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2