Кузьмина Е. Н., Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов), 2005

Два тажура араки ровно неся, 3585 В белый дворец-юрту вошел, 3587 Черную бобровую шапку снял, 3586 У очага опустившись, 3588 На пятки садится. «С какого алтая [ты] прибыл, 3590 В какие земли направился, что за парень ты будешь? Чьим сыном являешься? Чьим ты ребенком будешь? — так Абакай самого старшего Ак-богатыря спрашивает. 3598 «Я сын человека [по имени] Кан-Алтын, — говорит, 3596 [Ездящего] на детеныше Дьеренкея 3597 Кан-Дьерене с пуповиной от земли, 3594 С шагом бисерно-ровным, 3595 С ушами, как всполохи молний, 3601 Алтын-Топчи-богатырь 3600 На бело-сером коне 3599 В шестьдесят саженей ростом. 3602 Колени легко сгибая — в зятья прошусь, Уста легко раскрывая — посвататься хочу. 3605 Я человек, приехавший сватать, — говорит, — 3604 Единственную сестру ста богатырей». (Кан-Алтын, стк. 3581—3< Алт. ІІ.А.20.2 Жена Солоны-хана спрашивает: «Откуда и по какому делу приехал, Кто ты, незнакомый человек?» 810 Каралдай-Меко ей отвечает: «В стороне восхода солнца С крепостью — золотой горой, В стороне захода солнца С крепостью — черной горой, 815 Волнистое, бурное, Белое море имевшего Барала жилище было. Его потомком остался Сын, Алтын-Бизе. 820 Чтоб сосватать для него невесту, Я к вам приехал. Как бересты слой, Как шелка шов, Родней стать приехал я». 825 Тут Солоны-хана жена встает, Подойдя (к ложу), мужа будит: «Ты бы хоть встал, Хоть речь (незнакомого) послушал бы». Слушая жену, Солоны-хан говорит: 830 «Если путник голоден с дороги, Накорми ты его. Если лошадь в пути устала, Лошадь накорми. Кажется, я еще не выспался,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2