Кузьмина Е. Н., Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов), 2005

810 Все сошлись, Подобно черной тайге, колышатся — Взглядом не охватить. Место, где Кан Сулазын живет, 820 Нельзя увидеть — народ заслоняет. (Алтын Сырык, стк. 808—812, 819—820) Шор. 1.5.5 10 Близ зеленой горы Мир-народ собрался. Словно черный лес, качается. (Кан Перген, с. 268, т. 12) 1.6. СОЗЫВ НАРОДА (ДЛЯ СОВЕТА, НА ПИР, ПО СЛУЧАЮ НАРЕЧЕНИЯ БОГАТЫРЯ, ДЛЯ ПРОЩАНИЯ) Шор. 1.6.1 Мальчик чашу схватил и в белую степь вышел; он закричал, раз­ рывая на части дно вселенной, закричал, расщепляя дно преисподней. «Тот человек, который назовет мне имя, пусть ко мне придет! Тот человек, который мне имя не назовет, пусть не подходит!* Мальчик стоял-стоял — целых три дня простоял. Из здешнего народа знатные [хорошие], чтобы назвать, имя не находят, простые [скверные] назвать имя стесняются. (Кан Мерген, с. 143) Шор. 1.6.2 Вселенная, Ульгенем сотворенная, [будто] разорвалась — крикнул. — Приди тот, кто имя мне даст! Тот, кому нарекать не дано, пусть не приходит! (Кан Перген, с. 315, т. 91) 1.7. ПЛЕНЕНИЕ, УГОН НАРОДА И СКОТА Шор. 1.7.1 У подножья голубой тайги скот гонят в таком множестве, что земля прогибается, народ — в таком множестве, что вся степь заполня­ ется. Белый скот ржет, подданный народ рыдает. За белым скотом, за подданным народом верхом на бело-сивом коне богатырь едет. Белый скот и подданный народ гонит. Великий кай (сказку) наигрывает, вели­ кую песню напевая, едет. (Кан Мерген, с. 85) Шор. 1.7.2 Старый скот по дороге уменьшился — погиб, старый народ в пути уменьшился — погиб. Впереди идущий скот травою питается, сзади идущий скот почву лижет: чтобы пастись ему — травы не хватает. Когда текущее белое море переходят, впереди идущий скот воду пьет, сзади идущий скот песок лижет [так переходит]. (Кан Мерген, с. 87)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2