Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
Встречаются среди сибирских хороводных песен такие, когда первая часть строфы излагается более крупными слогодлительностями, а вто рая — более дробными. Это связано со сменой движения шагом ак тивным приплясыванием (№ 180, 212, 268). Следует все же отметить, что приплясывание, притопывание в сибирских хороводах осуществляется более скромно и мягко, чем, скажем, в южнорусских. Особо следует остановиться на таких оригинальных структурах сибирских хороводных песен, когда граница стиха и напева не совпада ют, благодаря чему образуется изысканная полиструктура: музыкаль ное изложение строфы завершается позже, чем окончилось изложение стиха. Таким путем достигается безостановочность развития песни. При мечательно, что вся песня завершается на брошенном первом полустихе либо даже на полуслове (№ 212, 259). Такая композиция возможна при цепном соединении стиховых песенных строф. Этот принцип весьма типичен для хороводных песен разных местностей России. Со стороны мелодики сибирские хороводные обнаруживают во мно гом такие общежанровые свойства, как вопросно-ответное соотношение музыкальных фраз (№ 197, 268 и др.), повторность мелодических элемен тов внутри строфы. Типично сибирским признаком можно считать рельеф мелодической линии с быстро достигаемой кульминацией и постепенным движением к основанию (№ 151, 219, 299). Нередко встре чаются мелодические фразы в виде плавной прямой или обращенной волны. Закругленность, логичная уравновешенность музыкальных фраз — одно из привлекательных свойств сибирских песен с движением. Пластичности, изяществу развития напевов способствует и использо вание несимметричных переменных метров (№ 125, 219). Игровые сибирские песни по стилю и характеру мало отличаются от хороводных. Правда, встречаются среди них и песни элементарного мелодического строения, и образцы с развернутыми припевами (рефре нами). Однако подобные случаи сравнительно немногочисленны. Вполне оправданным поэтому представляется рассмотрение игровых песен со стороны их музыкальных свойств в одном ряду с хороводными, тем более что на сибирских вечерках были весьма распространены игровые хороводы, которые трудно отделить по особенностям их напевов от собственно игровых песен. Характер сибирских хороводных песен во многом определяется манерой хореографического движения. В плавных круговых хороводах (которым соответствуют песни, называемые сибиряками "круговыми", "лужошными") оно, естественно, несколько иное, нежели в торжествен ных "ходорых". Игровые песни на вечерках исполняются обычно более живо, чем уличные хороводные. В игровых хороводах пение поддержива
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2