Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

песнях семейских придает их напевам неповторимую местную харак­ терность. Одна из отличительных особенностей пения семейских — обильное использование вставных слогов при распевании гласных, что весьма затрудняет восприятие содержания песни непосвященными слушате­ лями, впервые соприкоснувшимися с этим оригинальным музыкальным явлением. В казачьих станицах на Алтае сложилась совершенно особая си­ бирская воинская песенная традиция. Наиболее показательную часть репертуара алтайской казачьей лирики составляют песни военной те­ матики, отражающие историю казачьих боевых походов. Словесное со­ держание многих из таких песен имеет аналогии в песнях донских и уральских казаков. Однако распеваются песни такого рода в алтайских селениях по-сибирски, значительно мягче в вокальном отношении, не­ жели у донцев, уральцев, кубанцев, что напоминает манеру старожилов- первопоселенцев и алтайских "поляков". В то же время местные казачьи песни более развиты со стороны многоголосной фактуры. В них важную роль играет согласование голосов по вертикали, с определенным прояв­ лением гармонического чувства. Иногда возникает ощущение аутен­ тичности гармонического мышления (как в образце № 388). В ритмике и метрике проявляются черты маршевости. Воинское начало отражает­ ся и в живом, бодром темпе исполнения казачьих сибирских песен лирического плана. Сибирские лирические песни принадлежат к разным историко­ стилевым пластам, в них отразились следы как ранних, так и сравнитель­ но поздних эпох формирования русской национальной песенности. По­ добные историко-генетические стилевые различия ясно проявляются в стиховой основе распеваемых строф. В основе наиболее ранних (по всем признакам) текстов часто лежит былинный эпический стих, сложно и многообразно распетый. Типично былинную форму имеет стиховая ос­ нова целого ряда наиболее традиционных лирических песен Сибири: Что не пыль-то в поле запылилася, Не туман-то ли с моря подымается- (№ 99) Вечерок-то вечерается, Красно солнышко да закатается.. (№ 416) В казачьей исторической песне "Ой, не шуми-ка, не греми-ка, зелена дуброва" (№ 388), также ощущается связь с тоническим былинным стихом, в котором в процессе его распевания выделяются главные смыс­ ловые и ритмоорганизующие ударения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2