Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
песнях семейских придает их напевам неповторимую местную харак терность. Одна из отличительных особенностей пения семейских — обильное использование вставных слогов при распевании гласных, что весьма затрудняет восприятие содержания песни непосвященными слушате лями, впервые соприкоснувшимися с этим оригинальным музыкальным явлением. В казачьих станицах на Алтае сложилась совершенно особая си бирская воинская песенная традиция. Наиболее показательную часть репертуара алтайской казачьей лирики составляют песни военной те матики, отражающие историю казачьих боевых походов. Словесное со держание многих из таких песен имеет аналогии в песнях донских и уральских казаков. Однако распеваются песни такого рода в алтайских селениях по-сибирски, значительно мягче в вокальном отношении, не жели у донцев, уральцев, кубанцев, что напоминает манеру старожилов- первопоселенцев и алтайских "поляков". В то же время местные казачьи песни более развиты со стороны многоголосной фактуры. В них важную роль играет согласование голосов по вертикали, с определенным прояв лением гармонического чувства. Иногда возникает ощущение аутен тичности гармонического мышления (как в образце № 388). В ритмике и метрике проявляются черты маршевости. Воинское начало отражает ся и в живом, бодром темпе исполнения казачьих сибирских песен лирического плана. Сибирские лирические песни принадлежат к разным историко стилевым пластам, в них отразились следы как ранних, так и сравнитель но поздних эпох формирования русской национальной песенности. По добные историко-генетические стилевые различия ясно проявляются в стиховой основе распеваемых строф. В основе наиболее ранних (по всем признакам) текстов часто лежит былинный эпический стих, сложно и многообразно распетый. Типично былинную форму имеет стиховая ос нова целого ряда наиболее традиционных лирических песен Сибири: Что не пыль-то в поле запылилася, Не туман-то ли с моря подымается- (№ 99) Вечерок-то вечерается, Красно солнышко да закатается.. (№ 416) В казачьей исторической песне "Ой, не шуми-ка, не греми-ка, зелена дуброва" (№ 388), также ощущается связь с тоническим былинным стихом, в котором в процессе его распевания выделяются главные смыс ловые и ритмоорганизующие ударения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2