Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
тесситуре — подобное изложение мелодии в определенной манере роднит песнь с причитанием (вспомним слова В. Шишкова по этому поводу). При длительном слушании пения сибиряков создается впечат ление некоторой монотонности, хотя индивидуальные мелодии сибир ских проголосных песен достаточно разнообразны. Ритмика традиционно сибирских лирических песен в основном раз меренная, спокойная. Преобладает неуклонное движение равными дли тельностями. Однако наиболее искусные местные певцы обильно разно образят ритмический рисунок прихотливыми фигурами. Обычно наибо лее орнаментирован верхний подголосок: его украшают мягкие синко пы, прихотливые пунктирные ритмы, бисерные триоли, мелкие длитель ности. При этом, в отличие, скажем, от южнорусских "тягальных" песен, сибирские "проголосные" звучат все же плавно : все их дробные и угловатые узоры смягчены, сглажены, что опять-таки во многом обуслов лено густотой бархатного вокала, неторопливостью темпа. Ритмический контраст голосов способствует полифонизации многоголосной ткани. В то же время партии последовательно согласуются по вертикали, фор мируя своеобычную музыкальную гармонию. В метрике наряду с посто янными (чаще двухдольными и четырехдольными) размерами использу ется пластичная метрическая переменность. При этом во взаимодейст вии стиховых и музыкальных метрообразующих факторов на первый план выступают собственно музыкальные закономерности. Яркую самостоятельную стилевую ветвь в сибирской песенности составляют манеры пения семейских Забайкалья. В говоре семейских много южнорусских рудиментов, что свидетельствует о сохранности в быту этой весьма консервативной группы старообрядцев элементов культуры, принесенных семейскими из мест их первоначального рассе ления в южных местностях европейской части России. В пении се мейских также прослеживается связь с южнорусской метрополией. Они вокализуют в резкой, открытой, звонкой манере, подобно "степнякам" русско-украинского пограничья. Женские голоса звучат насыщенно и полно в среднем регистре, мужские — преимущественно в верхних пределах своего голосового диапазона. Расположение голосов в пар титуре — плотное, тесное. Основу многоголосной фактуры мужской песенной "артели" составляют две контрастные партии: "начинщика" (баса) и "тенера" — верхнего подголоска. Остальные участники пения распределяют свои голоса между этими основными линиями, то под держивая одну из них, то выпевая самостоятельные мелодические фигу ры. В результате взаимодействия голосов по вертикали часто образуются резкие, терпкие по звучанию звукосочетания с участием секундовых соединений. Особая жесткость многоголосной фактуры в протяжных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2