Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

тесситуре — подобное изложение мелодии в определенной манере роднит песнь с причитанием (вспомним слова В. Шишкова по этому поводу). При длительном слушании пения сибиряков создается впечат­ ление некоторой монотонности, хотя индивидуальные мелодии сибир­ ских проголосных песен достаточно разнообразны. Ритмика традиционно сибирских лирических песен в основном раз­ меренная, спокойная. Преобладает неуклонное движение равными дли­ тельностями. Однако наиболее искусные местные певцы обильно разно­ образят ритмический рисунок прихотливыми фигурами. Обычно наибо­ лее орнаментирован верхний подголосок: его украшают мягкие синко­ пы, прихотливые пунктирные ритмы, бисерные триоли, мелкие длитель­ ности. При этом, в отличие, скажем, от южнорусских "тягальных" песен, сибирские "проголосные" звучат все же плавно : все их дробные и угловатые узоры смягчены, сглажены, что опять-таки во многом обуслов­ лено густотой бархатного вокала, неторопливостью темпа. Ритмический контраст голосов способствует полифонизации многоголосной ткани. В то же время партии последовательно согласуются по вертикали, фор­ мируя своеобычную музыкальную гармонию. В метрике наряду с посто­ янными (чаще двухдольными и четырехдольными) размерами использу­ ется пластичная метрическая переменность. При этом во взаимодейст­ вии стиховых и музыкальных метрообразующих факторов на первый план выступают собственно музыкальные закономерности. Яркую самостоятельную стилевую ветвь в сибирской песенности составляют манеры пения семейских Забайкалья. В говоре семейских много южнорусских рудиментов, что свидетельствует о сохранности в быту этой весьма консервативной группы старообрядцев элементов культуры, принесенных семейскими из мест их первоначального рассе­ ления в южных местностях европейской части России. В пении се­ мейских также прослеживается связь с южнорусской метрополией. Они вокализуют в резкой, открытой, звонкой манере, подобно "степнякам" русско-украинского пограничья. Женские голоса звучат насыщенно и полно в среднем регистре, мужские — преимущественно в верхних пределах своего голосового диапазона. Расположение голосов в пар­ титуре — плотное, тесное. Основу многоголосной фактуры мужской песенной "артели" составляют две контрастные партии: "начинщика" (баса) и "тенера" — верхнего подголоска. Остальные участники пения распределяют свои голоса между этими основными линиями, то под­ держивая одну из них, то выпевая самостоятельные мелодические фигу­ ры. В результате взаимодействия голосов по вертикали часто образуются резкие, терпкие по звучанию звукосочетания с участием секундовых соединений. Особая жесткость многоголосной фактуры в протяжных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2