Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
случае можно говорить о своеобразной реализации композиционного принципа, свойственного русской лирической песне вообще: повсемест но в примерах данного жанра встречаются словообрывы, повторы слов и словесных оборотов, длительное распевание слогов, разделение струк туры на отдельные широкие построения — два или три в отдельной строфе, предварение хорового раздела сольными запевами. Однако если в большинстве традиций европейской части России членение строфы сглаживается, скрадывается, а сольный запев как бы вливается в раздел с ансамблевым звучанием, постепенно обрастая голосами остальных участников пения, то сибирские песни нередко как бы нарочито разде ляются резкими структурными паузами (№ 16, 86, 416 и др.). Для напевов сибирской лирики типичны мягкие и холодноватые ладовые краски. При широком использовании натуральных диатони ческих ладов предпочтение отдается образованиям с низкой VII сту пенью, что придает ладу мажорного наклонения отчетливо миксоли дийский оттенок (см., например, № 45, 449 и др.). Весьма значительное место принадлежит минорной диатонике. Во многих примерах ярким средством ладовой выразительности оказывается дорийская настройка (№ 12, 29, 419). Свидетельством весьма развитого ладового мышления служит широкое использование ладовой переменности с высотным варьированием ступеней лада (№ 6,99) и со сменой устоев (№ 403, 441). В тесной связи с ладовым ощущением формируется мелодика си бирских лирических (протяжных, проголосных — по народной термино логии) песен. Мелодия ведущего (нижнего либо среднего) голоса стро ится на последовании квартовых ходов с последующим постепенным спадом Верхний же подголосок обычно вьется вокруг квинтовой побоч ной ладовой опоры. Такой принцип мелодического сочетания голосов вообще типичен для русской лирической песенной лирики. В то же время в Сибири он реализуется несколько по-особому: верхний подголо сок нередко строится на смене двух ладовых ступеней — V и VI или на опевании V ступени, образуя орнаментальный узор в пределах секунды или терции (№ 3, 394). Характерна для сибирской песенной лирики и опора верхнего подголоска на малую "воздушную" септиму по отно шению к основному устою (№ 16, 449). Мелодии сольных запевов выдержаны в общерусских правилах, т.е. опираются на квинтовые и секстовые интонации. В запевах как бы сконцентрировано, словно в зерне, ядре, мелодическое существо всего напева Ниспадающие мелодические построения основного голоса также вполне типичны для русской лирической песни в самых разнообразных ее местных проявлениях. Однако в Сибири — благодаря сдержанному строгому темпу, холодноватой манере интонирования, низкой угрюмой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2