Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
как бы с оттенком стона, но и сам характер напевов и способ распевания слов. Лирические характерно сибирские песни имеют обычно весьма широкий звуковой диапазон, нередко превышающий октаву. Причем широкоохватностью вокальной партии характеризуется каждый из го лосов, составляющих ансамбль. Это предполагает сглаженность голосо вых (вокальных) регистров в процессе пения. Ведущую роль в напеве исполняет обычно партия нижнего голоса, которому принадлежит запев и основная мелодия в хоровом разделе строфы. Диния верхнего голоса, как правило, поддерживает вокальную линию запевалы в основном в терцию, временами образуя с ней квинтовые, квартовые созвучия и изредка расходясь в октаву. Благодаря разветвлению нижней вокальной партии образуются порой трех-четырехзвучные сочетания. Случается, что средний голос выполняет достаточно самостоятельную фактурную функцию6. Альтовые женские голоса звучат во многих случаях в низком глубо ком, преимущественно грудном регистре, иногда в нижнем пределе диапазона, достигая звуков "ми" и "ре" малой октавы. Подобная тембро вая окраска во многом способствует созданию того угрюмого колорита, которым отличается пение "чалдонов". Правда, для некоторых локаль ных песенных манер свойствен более высокий и светлый регистр общего звучания, как, например, в пении жителей русских сел на Нижней Тунгуске. Чаще всего сибиряки поют напряженно, с крепкой грудной опорой, по особому серьезно и несколько бесстрастно. В ряде случаев мелодия нижнего голоса или подголоска удваивается в октаву, что в определенной мере сближает сибирское пение с традициями европей ского русского Севера. Мужские голоса обычно звучат в унисон с ниж ними женскими голосами либо, при однородном составе ансамбля, в достаточно высокой вокальной позиции. Специфично обращение старожилов-сибиряков с поющимся словом Оно длительно распевается, повторяясь нередко либо целиком, либо частично, после резкого словообрыва. При этом наблюдается энергичное паузирование во всех голосах напева, благодаря чему музыкальная фор ма четко членится на соизмеримые составные построения. В данном 6 Такой принцип взаимодействия голосов в песенной партитуре позволяет собирате лям фольклора выявить многоголосую фактуру при записи песни от одного певца с помощью двух магнитофонов; сначала от него записывают основную мелодию, а затем включают магнитофон с уже произведенной записью, и тогда на фоне первого варианта своего собственного исполнения песни певец воспроизводит партию верхнего подголоска. Иногда с помощью подобной записи путем наложения удается определить при участии лишь одного певца взаимоотношение вокальных линий в трехголосии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2