Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

как бы с оттенком стона, но и сам характер напевов и способ распевания слов. Лирические характерно сибирские песни имеют обычно весьма широкий звуковой диапазон, нередко превышающий октаву. Причем широкоохватностью вокальной партии характеризуется каждый из го­ лосов, составляющих ансамбль. Это предполагает сглаженность голосо­ вых (вокальных) регистров в процессе пения. Ведущую роль в напеве исполняет обычно партия нижнего голоса, которому принадлежит запев и основная мелодия в хоровом разделе строфы. Диния верхнего голоса, как правило, поддерживает вокальную линию запевалы в основном в терцию, временами образуя с ней квинтовые, квартовые созвучия и изредка расходясь в октаву. Благодаря разветвлению нижней вокальной партии образуются порой трех-четырехзвучные сочетания. Случается, что средний голос выполняет достаточно самостоятельную фактурную функцию6. Альтовые женские голоса звучат во многих случаях в низком глубо­ ком, преимущественно грудном регистре, иногда в нижнем пределе диапазона, достигая звуков "ми" и "ре" малой октавы. Подобная тембро­ вая окраска во многом способствует созданию того угрюмого колорита, которым отличается пение "чалдонов". Правда, для некоторых локаль­ ных песенных манер свойствен более высокий и светлый регистр общего звучания, как, например, в пении жителей русских сел на Нижней Тунгуске. Чаще всего сибиряки поют напряженно, с крепкой грудной опорой, по особому серьезно и несколько бесстрастно. В ряде случаев мелодия нижнего голоса или подголоска удваивается в октаву, что в определенной мере сближает сибирское пение с традициями европей­ ского русского Севера. Мужские голоса обычно звучат в унисон с ниж­ ними женскими голосами либо, при однородном составе ансамбля, в достаточно высокой вокальной позиции. Специфично обращение старожилов-сибиряков с поющимся словом Оно длительно распевается, повторяясь нередко либо целиком, либо частично, после резкого словообрыва. При этом наблюдается энергичное паузирование во всех голосах напева, благодаря чему музыкальная фор­ ма четко членится на соизмеримые составные построения. В данном 6 Такой принцип взаимодействия голосов в песенной партитуре позволяет собирате­ лям фольклора выявить многоголосую фактуру при записи песни от одного певца с помощью двух магнитофонов; сначала от него записывают основную мелодию, а затем включают магнитофон с уже произведенной записью, и тогда на фоне первого варианта своего собственного исполнения песни певец воспроизводит партию верхнего подголоска. Иногда с помощью подобной записи путем наложения удается определить при участии лишь одного певца взаимоотношение вокальных линий в трехголосии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2