Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
таежной реки на расстоянии пятисот километров и более можно услы шать весьма близкие по стилю напевы. Если из селений по р. Белой на южном Алтае, где живут потомки так называемых "вольных камен щиков" и староверов, искавших легендарное Беловодье, переместиться в долины Убы и Ульбы — в селения вдоль бывшего Риддерского (позже Аениногорского) тракта, то окажешься в несколько ином мире музы кальных звуков. Село Большой Куналей близ Улан-Удэ обладает уникаль ной певческой культурой, выделяющей его среди других семейских сел. Читинские же староверы поют несколько иначе, нежели те, что живут ближе к Байкалу, на территории Бурятии3. А.Мехнецов проследил рас пределение оригинальных манер исполнения песен в поселениях, распо ложенных у рек Томского Приобья. Своеобычные песенные формы сло жились у русского населения в устье Колымы, у жителей с. Маркова на Чукотке. В этих местах русские колонисты в значительной степени смешались с аборигенами края, что отразилось на их национальном характере и культуре. И подобные примеры можно умножить. Характеризуя стилевые свойства сибирской песенности в жанрах лирической, хороводной и игровой песни, остановимся в первую очередь на особенности пения старожилов-первопоселенцев. В. Шишков, восхищенный пением сибиряков, описал свои впечат ления от него следующими словами: "...Я встречал на Нижней Тунгуске поразительной красоты и силы мелодии... При очень оригинальном, своеобразном исполнении с большими слезами в голосе, переходящими в скрытые рыдания, эти песни производят на слушателя чарующее впечатление, они будоражат душу до самых глубин ее..."4. Сравнение сибирской лирической песни с плачем встречается и в описании В. Шиш ковым пения одного из лучших певцов в с. Непа, шестидесятилетнего крестьянина Василия Ивановича Инешина: "Его песня — сплошной стон и слезы. Но стон красивый, трогательный, музыкальный. ... И как все притаились и прониклись его тоской и его жалобой. Изба стала напол няться вздохами, потом на глазах многих, и прежде всего у певца, показались слезы"5. И действительно, многие проголосные песни в селениях, где живут потомки старожилов-переселенцев, звучат строго, сурово и несколько уныло. Такое впечатление создает не только особая манера исполнения, 3 Подробнее о локальных певческих традициях семейских см: Дорофеев НИ. Русские народные песни Забайкалья. — М, 1989. — С. 33—36. 4 Шишков В. Песни, собранные в селениях Подкаменской и Преображенской волостей Киренского уезда Иркутской губернии, расположенных по течению реки Нижней Тун гуски, в 1911 г. / / Изв. Вост.-Сиб. отд. РГО. — Иркутск, 1914. — Т. 43. — С. 67—68. 3 Там же.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2