Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
мест первичного бытования на сибирскую почву. В то же время во многих случаях наблюдается значительная трансформация сибирских вариантов песенных напевов по сравнению с бытующими ныне в евро пейских русских селах. В частности, хороводные "Пущу стрелу" (№ 270), "Ты лети, лети, калена стрела" в сибирских мелодических вариантах существенно отличаются от так называемых "стрельных" песен запада России, откуда, по-видимому, они перекочевали с переселенцами-старо- верами в Сибирь. Значительно отличаются от европейских версий и напевы песни с зачином "Сине море всколыхнулось" (№ 88), на Дону и в Поволжье известной в качестве хороводной, в Курской и Белгородской областях зафиксированной с лирическими мелодиями, основанными на целотоновых звукорядах в диапазоне тритона, в Сибири же бытующей обычно как проголосная с типично местными, сугубо сибирскими по стилю мелодиями. Немало встречается и песен, по всем признакам родившихся уже в Сибири и не известных за ее пределами. Подобные образцы словесным содержанием отражают условия жизни и быта переселенцев "за Камень" и обладают оригинальными, типично сибирскими по характеру и струк туре напевами (№ 3, 6, 16, 29, 394, 419, 481). На протяжении более чем трех столетий освоения русскими обширных пространств за Уральским хребтом в песенной культуре потомков сибирских первопоселенцев сформировалось много чисто местных, характерно сибирских черт. Ти пично сибирскую лирическую либо хороводную, игровую песню всегда можно отличить по определенной совокупности музыкальных качеств. Отмечая большое стилевое единство песен, бытующих у сибиряков, следует обратить внимание и на характерные отличия, проявляющиеся в пении отдельных этнографических групп, исторически сложившихся на обширных пространствах за Уралом: старожилов-первопоселенцев, староверов ("семейских"), "поляков" ("каменщиков"), казаков (алтайских, забайкальских). В пределах основных стилевых зон существуют отно сительно самостоятельные и в определенной степени замкнутые стиле вые локусы, расположившиеся по путям традиционного хозяйственного и культурного общения населения. В тех районах, где в виду сложности природных условий основным сообщением издавна было речное, локаль ные песенные манеры распределяются в первую очередь по рекам. Так, на верхней и средней Лене с ее притоками на протяжении сотен километров прослеживается, по существу, единая песенная традиция. Если же в районе Чечуйска пересечь двенадцатикилометровый водораз дел и попасть в верховья Нижней Тунгуски, то и песенный репертуар, и стилевое оформление песен резко меняются. И уже по течению этой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2