Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

мест первичного бытования на сибирскую почву. В то же время во многих случаях наблюдается значительная трансформация сибирских вариантов песенных напевов по сравнению с бытующими ныне в евро­ пейских русских селах. В частности, хороводные "Пущу стрелу" (№ 270), "Ты лети, лети, калена стрела" в сибирских мелодических вариантах существенно отличаются от так называемых "стрельных" песен запада России, откуда, по-видимому, они перекочевали с переселенцами-старо- верами в Сибирь. Значительно отличаются от европейских версий и напевы песни с зачином "Сине море всколыхнулось" (№ 88), на Дону и в Поволжье известной в качестве хороводной, в Курской и Белгородской областях зафиксированной с лирическими мелодиями, основанными на целотоновых звукорядах в диапазоне тритона, в Сибири же бытующей обычно как проголосная с типично местными, сугубо сибирскими по стилю мелодиями. Немало встречается и песен, по всем признакам родившихся уже в Сибири и не известных за ее пределами. Подобные образцы словесным содержанием отражают условия жизни и быта переселенцев "за Камень" и обладают оригинальными, типично сибирскими по характеру и струк­ туре напевами (№ 3, 6, 16, 29, 394, 419, 481). На протяжении более чем трех столетий освоения русскими обширных пространств за Уральским хребтом в песенной культуре потомков сибирских первопоселенцев сформировалось много чисто местных, характерно сибирских черт. Ти­ пично сибирскую лирическую либо хороводную, игровую песню всегда можно отличить по определенной совокупности музыкальных качеств. Отмечая большое стилевое единство песен, бытующих у сибиряков, следует обратить внимание и на характерные отличия, проявляющиеся в пении отдельных этнографических групп, исторически сложившихся на обширных пространствах за Уралом: старожилов-первопоселенцев, староверов ("семейских"), "поляков" ("каменщиков"), казаков (алтайских, забайкальских). В пределах основных стилевых зон существуют отно­ сительно самостоятельные и в определенной степени замкнутые стиле­ вые локусы, расположившиеся по путям традиционного хозяйственного и культурного общения населения. В тех районах, где в виду сложности природных условий основным сообщением издавна было речное, локаль­ ные песенные манеры распределяются в первую очередь по рекам. Так, на верхней и средней Лене с ее притоками на протяжении сотен километров прослеживается, по существу, единая песенная традиция. Если же в районе Чечуйска пересечь двенадцатикилометровый водораз­ дел и попасть в верховья Нижней Тунгуски, то и песенный репертуар, и стилевое оформление песен резко меняются. И уже по течению этой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2