Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
хороводно-игровых, казачьих бытовых, бродяжнических и прочих песен. Объединяет их прежде всего изображение тягот изнурительного физиче ского труда строителей, землекопов, отвальщиков, грабарей, взрывников, кузнецов, костыльщиков и т.д. Не менее губительным изображается в песнях этого времени труд шахтеров и фабрично-заводских рабочих Сибири ("В шахте молотки стучат", "Корпус черный, закопченный"), нередко заканчивающийся увечьем рабочего ("Кудерешки, кудерешечки мои") или гибелью шахтера ("Что это сердце так заныло"). Поэтому вполне естественно вскоре, уже в начале XX в, наблюдается быстрое проникновение в рабочую песню Сибири революционных мотивов. Семена революционной пропаганды: обличение самодержавия, "хозяев", как главных виновников тяжелого положения, обещание рабочим "свободы", "лучшей доли", — падая на подготовленную почву, находили отклик в их сердцах и поэтическое выражение в их песенном творчестве: Будь ты проклят, царь жестокий, Весь запятнанный в крова Народ возьмет себе свободу, Сокрушит твой подлый трон. Долю лучшую, свободу Завоюет в битве он. Данный том представляет собой первое в отечественной фольк лористике полное издание необрядовых лирических песен русского на селения Сибири и Дальнего Востока, а также песен рабочих этого же региона. В нем обобщен собирательский труд нескольких поколений филологов, этнографов, музыковедов и вообще любителей старины. Хотя записи и велись с 30-х годов XIX в., они преимущественно сделаны в конце XIX— начале XX в. и последние десятилетия. Все более или менее значимые публикации — часто в малодоступных периодических из даниях — учтены в томе. По возможности использованы как столичные, так и местные архивы, современные экспедиционные материалы. Еще А.И. Соболевский писал о том, что трудно расположить в своде песенные тексты. По его замечанию, в разных местах и в разное время, в зависимости от сложившихся традиций одни и те же песни нередко исполнялись как проголосные или как хороводные66. То же самое каса ется песенно-игрового фольклора. Игровые песни могут исполняться как проходочные или как плясовые и т.п. Фольклористы в этом усматривают разрушение традиционной формы жанра. Исследовательница хороводных песен Е.И. Яцунок пришла к выводу, что при отнесении песен к той или иной разновидности нужно преиму щественно руководствоваться спецификой их текстов67. Основную сю 66 Соб, т. 7, с. 5 -6 . 67Яцунок ЕИ Русские хороводные песни: Эстетические проблемы жанра. Автореф. .. канд. филол. наук. — М., 1977. — С 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2