Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
Ранние песни работных людей возникают на основе крестьянских, в рамках их традиционной поэтики. Примером такого творчества являет ся одна из ранних алтайских песен "Я вечор-то, добрый молодец", отра зившая факт насильственного прикрепления крестьян к Змеиногорскому руднику. По сути, она может быть причислена к крестьянской лирике, но в ней уже в качестве главной возникает тема горнозаводской кабалы. Только с середины XIX в. (точнее с 30-х годов, в очень ограниченной мере — на частных золотых приисках, а с отменой крепостного права — повсеместно) в Сибири начинает применяться вольнонаемный труд, развивается отходничество, увеличивается численность рабочих. Все это в целом несомненно сказалось и на формировании песенного репертуара рабочих. В песнях рабочих Сибири дореформенного периода нашли отра жение важнейшие факты их истории: перевод крестьян-землепашцев в категорию горнозаводских, приписывание их к конкретным рудникам ("Я вечор-то, добрый молодец"), строительство железнодорожных, меде плавильных и прочих заводов ("Кто не был во Петровском"), насильст венное переселение работных людей с Алтая в Забайкалье для попол нения горнозаводских команд на сереброплавильных предприятиях Нер чинском округа ("Вспомним, братцы, как гоняли"), работа на солеварнях ("Ты солярня, солярня злодейская”), на суконных фабриках ("Ой, Тельма, Тельма, Тельма") и т.п. Главная тема этих произведений дореформенного периода — недо вольство рабочих своим каторжным положением, которое выливается в проклятья заводской кабале, в сетования на тяжелую долю; называются имена наиболее жестоких притеснителей (заводчиков, мастеров), иногда иронически, а то и сатирически рисуются их портреты, но мотивов осознанного социального протеста еще нет. Самые отчаянные поступки, на которые решаются горнорабочие, доведенные до крайности, — это бегство с рудников и заводов. Поэтому мотив бегства и неразрывно связанный с ним мотив жестокого наказания — самые распространен ные в ранней рабочей поэзии. Так, в песне "Вы бродяги, вы бродяги, вы бродяженьки мои", являющейся в равной мере и бродяжеской, и рабо чей62 (в нашем томе она включена в раздел тюремных), бытовавшей во множестве вариантов, воспроизводится типическая для того времени мрачная сцена наказания пойманных беглецов — проведения их под барабанный бой сквозь строй гарнизонных солдат ("Барабанщики про били, за приклад всех повели, плечи, спину исчеканят"). Отмена крепостного права стала важным событием в жизни не только крестьянства России, но и горнозаводских рабочих Сибири. Из бавление от крепостной зависимости, низводившей горнорабочего до 62 Составители сборников русских народных песен относят ее то к бродяжническим (тюремным) песням (Народные лирические песни, с. 478), то к рабочим (Нутр, с. 49—50).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2