Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

парня в скоморохи и начинает ходить рядом с ним взад и вперед по комнате. Когда песня кончается, она указывает "скомороху" девицу, к которой ему следует идти "ночевать", это значит, он должен дать ей место у себя на коленях. Между тем девушка, которая разводит "скоморохов" на ночлег, берет нового парня в "скоморохи” и ходит с ним под ту же песню. Так продолжается до тех пор, пока все парни не будут размещены попарно с девицами. Песня при этом поется следующая; Скоморох идет по улице, Пусти молодого постоять. Молодой идет по широкой. Скоморохи — люди вежливые, Он бьется, колотится, Размолоденьки учестливые. Ни о чем он не заботится. Не пьют они ни пива, ни вина, Ни о чем он не заботится, — Во царев кабак не ходят никогда. Ночевать к девке просится; Во кабак идут шатаются, — Ты душа ли красна девица, С кабаку идут валяются — Ты пусти скомороха ночевать, В черной грязи замараются. Когда, таким образом, все "скоморохи" будут размещены по квартирам, вся лавка оказывается занята парнями, из которых каждый держит на коленях девушку»». 160. По славной по улочке. Адриан, № 59. Записал АВ. Адрианов в 1874 г. в с. Мостовском Мостовской волости Тобольской губ. (ныне Курганской обл). В тексте явно пропущены слова "Одна девица промолвилася, для сиротки удобрилася". Вар; Потанин, с. 60; Мехн. I, № 27, 33 • Шейн II, № 356—357; Соб, т. 4, № 712-715; т. 6, № 539-540; т. 7, № 216. 161. Мальчишка хорошенький, да. Новосел II, № 4. Записали НА Ново­ селова, Г. Стручалина, Т. Шалашова в 1980 г. от Н.В. Колпаковой, 1904 г.р, на средней Ангаре в с. Проспихине Кежемского р-на Красноярского края. Вар; Потанин, с. 60 (Соб, т. 4, № 714); Мехн. I, № 27, № 33 • Шейн П, № 356— 357; Соб, т. 4, № 712, 715; т. 7, № 216. 162. Стой, мой милый хоровод. Нов.-Даур, № 1866, с. 2 (Бол-Мельн, № 40). Зап. Г.С. Новиков-Даурский в 1913—1914 гг. от казаков Восточного Забай­ калья. Стихи 2, 5, 6, 7,10,13 повторяются. Вар; Лоп, № 21; Ареф. I, № 39; Богораз, № 15 (есть описание игры на с. 204); АРГО Перф, с. 55; АРГО Холм, л. 16; Леон. I, № 94; Шент, с. 12; Бол.-Мельн, № 39 • Кир, № 2971; Шейн I, с. 193—194, № 138; Шейн II, № 1243; Соб, т. 4, № 838-840. ВГ. Богораз (с. 204) об исполнении этой песни пишет следующее: "Мужчины стоят все вместе, а женщины ходят взад и вперед, повязав голову узко свернутым платком. После слов "Венок.." каждая женщина кладет платок на голову своей паре, потом в соответственном месте принимает у него платок, берет его за руки, делает с ним оборот и здоровается". 163. У моего у тятеньки. Кон. № 20. Записал ФЯ. Кон в начале 90-х годов XIX в. в одном из "усинских сел" (юг Красноярского края). 164. Зайка беленький, ушки черненьки. Новосел. П, № 74. Записали НА. Новоселова, О. Черепенникова, Н. Мизонова в 1985 г. от Д.М. Насенник, 1911 г.р, на нижней Ангаре в с. Мотыгине Красноярского края. Текст дает воз­ можность для разыгрывания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2