Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
ная тяжесть производственных работ ложилась на плечи приписного крестьянства, которое делилось на две категории: одни из них "сажались на пашню" и обеспечивали заводы продовольствием, занимались заготов кой лесоматериалов; древесного угля, подвозкой руды, устройством до рог и т.д., другие направлялись в рудники и на заводы для использования на работах в горном и плавильном деле. Весь хозяйственный уклад горнозаводского населения подчинялся потребностям заводов. Даже рек рутскую повинность набранные среди приписного крестьянства рекруты (по указу от 14 июня 1725 г.) отбывали в "горнозаводских командах". На "казенных" горных заводах было введено военное положение. Причем если на Урале срок службы рабочего устанавливался в 35 лет, то на Алтае и в Забайкалье, где нужда в рабочих была исключительно велика, они вынуждены были служить до полной потери трудоспособности. Показа телен тот факт, что представители царской администрации сами призна вали крайне бедственное положение горнозаводских крестьян и особен но рабочих горнозаводских команд, которые имели, как доносилось царю, "одинаковые с каторжниками обязанности, с тем лишь различием, что самый тяжкий преступник нес эти обязанности не доле двадцати лет, тогда как рекрут из крестьян — бессрочно"60. Невыносимые условия жизни, изнурительный труд по 12—16 часов в сутки, неукоснительность выполнения "уроков", полный произвол со стороны заводского начальства, применение плетей и палок за отсутст вие "должного усердия к работе" — вот что характеризовало положение работных. Работные люди уже во втором поколении становятся потомствен ными рабочими. У них теперь свой, не похожий на земледельческий, труд, свой, отличный от крестьянского, образ жизни, наконец, появляют ся свои, иные по содержанию, песни. Новое содержание потребовало новых художественных средств выражения, которые рабочая песня на ходит в профессионально-книжной поэзии. Так, уже в первых собственно горнозаводских песнях наблюдается явное тяготение к литературному стилю ("О, се горные работы"), к упорядоченной рифмовке, чаще парной, и т.п. Нельзя не согласиться с В.Я. Проппом, который, характеризуя рус скую рабочую песню, подчеркивал: "В творчестве рабочих единства напе ва и слова уже нет. Создаются стихотворения, и эти стихотворения могут прочитываться вслух или про себя, но могут и распеваться. В большом числе случаев поэтическое творчество рабочих —это создания отдельных грамотных или полуграмотных людей. Литературное мастерство не всегда на высоте... Требовать от таких произведений эстетического совер шенства — значит не понимать исторических и историко-литературных закономерностей"61. Материалы комиссии Куломзина.. С. 48. ® Народные лирические песни.. С 60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2