Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

ная тяжесть производственных работ ложилась на плечи приписного крестьянства, которое делилось на две категории: одни из них "сажались на пашню" и обеспечивали заводы продовольствием, занимались заготов­ кой лесоматериалов; древесного угля, подвозкой руды, устройством до­ рог и т.д., другие направлялись в рудники и на заводы для использования на работах в горном и плавильном деле. Весь хозяйственный уклад горнозаводского населения подчинялся потребностям заводов. Даже рек­ рутскую повинность набранные среди приписного крестьянства рекруты (по указу от 14 июня 1725 г.) отбывали в "горнозаводских командах". На "казенных" горных заводах было введено военное положение. Причем если на Урале срок службы рабочего устанавливался в 35 лет, то на Алтае и в Забайкалье, где нужда в рабочих была исключительно велика, они вынуждены были служить до полной потери трудоспособности. Показа­ телен тот факт, что представители царской администрации сами призна­ вали крайне бедственное положение горнозаводских крестьян и особен­ но рабочих горнозаводских команд, которые имели, как доносилось царю, "одинаковые с каторжниками обязанности, с тем лишь различием, что самый тяжкий преступник нес эти обязанности не доле двадцати лет, тогда как рекрут из крестьян — бессрочно"60. Невыносимые условия жизни, изнурительный труд по 12—16 часов в сутки, неукоснительность выполнения "уроков", полный произвол со стороны заводского начальства, применение плетей и палок за отсутст­ вие "должного усердия к работе" — вот что характеризовало положение работных. Работные люди уже во втором поколении становятся потомствен­ ными рабочими. У них теперь свой, не похожий на земледельческий, труд, свой, отличный от крестьянского, образ жизни, наконец, появляют­ ся свои, иные по содержанию, песни. Новое содержание потребовало новых художественных средств выражения, которые рабочая песня на­ ходит в профессионально-книжной поэзии. Так, уже в первых собственно горнозаводских песнях наблюдается явное тяготение к литературному стилю ("О, се горные работы"), к упорядоченной рифмовке, чаще парной, и т.п. Нельзя не согласиться с В.Я. Проппом, который, характеризуя рус­ скую рабочую песню, подчеркивал: "В творчестве рабочих единства напе­ ва и слова уже нет. Создаются стихотворения, и эти стихотворения могут прочитываться вслух или про себя, но могут и распеваться. В большом числе случаев поэтическое творчество рабочих —это создания отдельных грамотных или полуграмотных людей. Литературное мастерство не всегда на высоте... Требовать от таких произведений эстетического совер­ шенства — значит не понимать исторических и историко-литературных закономерностей"61. Материалы комиссии Куломзина.. С. 48. ® Народные лирические песни.. С 60.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2