Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
ванными в качестве приложения к собранию М.Н. Костюриной. Приводимые в настоящем издании образцы (см. нотные примеры II, III, IV) весьма несовершен ных нотировок, впервые обнародованных на страницах Ежегодника Тобольского губернского музея в 1895 г, тем не менее способны продемонстрировать те конструктивные и мелодические характеристики хороводных напевов Прито- болья, которые легко обнаруживаются в современных нотозаписях тех же песен. Нотный пример I записан 12 июля 1977 г. И. Шибановым, BJ5. Асановым и участниками фольклорной экспедиции Новосибирской консерватории в д. Уша- ? 5Вой Тобольского р-на Тюменской обл. от А.Г. Галактионовой, 1915 г.р, .Е. Филатовой, 1913 г.р, Г.И. Лоскутовой, 1948 г.р, С.И. Кугаевской, 1904 г.р, (Муа-этногр. фонд Новосибирской консерватории, колл. 5, № 154). Йотирование Н.В. Леоновой. Нотный пример II (Мелод, № 14) 132. Я катю кольцо да, я катю кольцо. ВООПИК 1982—С—677—И. За писала ЛА. Мухомедшина в 1982 г. от ТН. Карнауховой, 1912 г.р, Е.И. Анти пиной, 1921 г.р, М.В. Лясовской, 1921 г.р, в г. Иркутске. Исполнительницы — близкие родственницы, жившие много лет в д. Тушма Усть-Илимского р-на Иркутской области. АА . Мухомедшина сообщила нам, что песня исполнялась следующим обра зом: «С началом песни девушки берутся за руки, образуя цепочку. Ведущая подводит их к парням, сидящим на лавке. Выстроившись перед парнями, де вушки отвешивают им неглубокие поклоны. Затем берут их за правые руки и ставят слева от себя. Участники выстраиваются в виде колонны. Колонна начина ет медленно двигаться вдоль комнаты. Первая пара подходит к "цветному" углу и от него направляет движение всей колонны к "матице". Чтобы уместиться до "матицы", все "пары" плотно подвигаются друг к другу. На текст "Сколи раз ближошенько" в девятой строфе участники поворачиваются лицом друг к другу, отходят, кланяются и "цалуются": сближаются правыми плечами. На этом мед ленный раздел песни, связанный с плавным хождением, оканчивается. Вконцов ке — две части, каждая из них отмечена сменой темпа и напева. Участники начинают "крутиться по парам". Парни и девушки схватываются правыми ру ками под локти, сближаются правыми плечами и быстро вращаются, меняя направление После песни парни целуют девушек. "Вечерочная" песня исполня лась молодежью старшего возраста на праздничных "вечерках" в осенне-зимний период». Цветной угол —угол в комнате, где висят иконы. Вар; Гул, с 67; ГАКК Юдин, л. 46, № 25 (копия — в РО БНЦ, л. 52); Каш. I, с 15; АРГО Шавр, с 22—23; Лоп, № 20; Костюр, № 14; АРГО Холм, л. 13; Кон, № 30; Неклеп, с 105—106; Красн. I, № 95; Захарч. I, № 30; Леон. I, № 100; Мехн. I,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2