Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

него; матери для выкупа не достает последней тысячи; девушку гонит начальник или девушка выкупает своего возлюбленного. Обычны в ста­ ринных песнях мотивы жестокого публичного наказания плетьми, казни и т.п. Во всех этих песнях образ доброго молодца, обстановка его заклю­ чения, как правило, рисуются в предельно обобщенной форме, поэтому трудно сказать, где, в каком конкретно месте родился тот или иной сюжет. Впрочем, как бы то ни было, но и на эти, казалось бы, устойчивые традиционные сюжеты создавались варианты, отмеченные чертами ме­ стного колорита. В произведение включался сибирский топоним, как и в казачьи песни, таким образом конкретизировалось место действия и все произведение в целом приобретало сибирскую окраску. Так, среди острожных песен о добром молодце, тоскующем в заточении, встреча­ ются варианты, прямо указывающие, где сидит узник: .Про милого дружка весточку сказали, Будто мой-от милой сидит во неволе, Во неволюшке сидит — в Нерченском остроге. У острогу — ни дверей, ни окон. Только есть одна печурка муравая.. Собственно сибирскими следует признать едва ли не все бродяж­ нические песни. Именно ссылка породила одну из таких печальных сторон сибирского быта, как бродяжничество. Жестокие условия тюрем­ ного заключения, каторжный труд, телесные наказания вызывали массо­ вые побеги арестантов. Для тысяч и тысяч людей "побег и бродяжничес­ тво были единственным протестом личности против стесняющих ее всякого рода обстоятельств"59. Для большинства этих людей жизнь прев­ ращалась в порочный замкнутый круг: тюрьма и каторга, побег и бро­ дяжничество, поимка и снова тюрьма и каторга. Тысячами гибли они в таежных дебрях. Бродяжнические песни посвящены преимущественно изображению горемычной доли беглеца. Грустное сочувствие вызывает герой этих песен. С большой искрен­ ностью и задушевностью говорится в них о страданиях человека, лишен­ ного родины и своих близких, вынужденного скитаться с постоянным риском для жизни. Он испытывает гнетущее чувство от сознания своей отверженности, неприкаянности, безысходности своей судьбы. Немалую часть цикла бродяжнических песен составляют произве­ дения, созданные в рамках традиционной фольклорной поэтики, но много дошедших до нас текстов следует отнести к песням "нового склада". Эти песни получают особенно широкое распространение в Сибири со второй половины XIX в. Большое влияние на них оказал ^Ядринцев НМ Сибирь как колония. — СПб., 1882. — С 351.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2