Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
него; матери для выкупа не достает последней тысячи; девушку гонит начальник или девушка выкупает своего возлюбленного. Обычны в ста ринных песнях мотивы жестокого публичного наказания плетьми, казни и т.п. Во всех этих песнях образ доброго молодца, обстановка его заклю чения, как правило, рисуются в предельно обобщенной форме, поэтому трудно сказать, где, в каком конкретно месте родился тот или иной сюжет. Впрочем, как бы то ни было, но и на эти, казалось бы, устойчивые традиционные сюжеты создавались варианты, отмеченные чертами ме стного колорита. В произведение включался сибирский топоним, как и в казачьи песни, таким образом конкретизировалось место действия и все произведение в целом приобретало сибирскую окраску. Так, среди острожных песен о добром молодце, тоскующем в заточении, встреча ются варианты, прямо указывающие, где сидит узник: .Про милого дружка весточку сказали, Будто мой-от милой сидит во неволе, Во неволюшке сидит — в Нерченском остроге. У острогу — ни дверей, ни окон. Только есть одна печурка муравая.. Собственно сибирскими следует признать едва ли не все бродяж нические песни. Именно ссылка породила одну из таких печальных сторон сибирского быта, как бродяжничество. Жестокие условия тюрем ного заключения, каторжный труд, телесные наказания вызывали массо вые побеги арестантов. Для тысяч и тысяч людей "побег и бродяжничес тво были единственным протестом личности против стесняющих ее всякого рода обстоятельств"59. Для большинства этих людей жизнь прев ращалась в порочный замкнутый круг: тюрьма и каторга, побег и бро дяжничество, поимка и снова тюрьма и каторга. Тысячами гибли они в таежных дебрях. Бродяжнические песни посвящены преимущественно изображению горемычной доли беглеца. Грустное сочувствие вызывает герой этих песен. С большой искрен ностью и задушевностью говорится в них о страданиях человека, лишен ного родины и своих близких, вынужденного скитаться с постоянным риском для жизни. Он испытывает гнетущее чувство от сознания своей отверженности, неприкаянности, безысходности своей судьбы. Немалую часть цикла бродяжнических песен составляют произве дения, созданные в рамках традиционной фольклорной поэтики, но много дошедших до нас текстов следует отнести к песням "нового склада". Эти песни получают особенно широкое распространение в Сибири со второй половины XIX в. Большое влияние на них оказал ^Ядринцев НМ Сибирь как колония. — СПб., 1882. — С 351.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2