Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

XVII—ХѴІП вв. оно набиралось из "казачьих детей, братьев и племян­ ников", "новоприсыльных" служилых людей, промышленных, крещеных "ясачных инородцев", ссыльных и т.д. Воеводы, назначенные в Сибирь, сами "прибирали" "охочих" людей "в стрельцы и казаки" по челобитным или указам на основе "поручных записей"56. Только к концу XVIII в. для охраны границы южной части Западной Сибири образуется Сибирское казачье войско. В 1861 г. создается Забайкальское казачье войско, в состав которого наряду со старожилыми казаками по указу правительства было переведено около 30 тысяч горнозаводских крестьян Нерчинского окру­ га, работавших на серебряных рудниках и золотых приисках (факт сам по себе исключительный в истории казачества России). Несколько тысяч забайкальских казаков, переселенных с Шилки, Онона и Аргуни, сос­ тавили основное ядро организованных Амурского (1858 г.) и Уссурийско­ го (1889 г.) казачьих войск. Существовали также Красноярский и Ир­ кутский казачьи полки и Якутская сотня. Казакам устанавливался общий сорокалетний срок службы, после 1866 г. — пятнадцать лет службы полевой и семь лет внутренней. Еще более продолжительной и тяжелой была служба солдатская. Конец ХѴП — начало ХѴШ вв. — время создания русской регулярной армии и появления солдатчины. По указу 1699 г. солдатская служба была бессрочной. Почти через сто лет, в 1793 г., для солдат был установлен двадцатипятилетний срок службы, а в 1834 г. — двадцатилетний. Несмот­ ря на то, что положение казака отличалось от положения солдата и было в целом неизмеримо более легким, все-таки многое их сближало: про­ должительные сроки службы, тяжелая военная муштра, жесткая дис­ циплина, произвол со стороны "отцов-командиров" и т.п., что, разумеет­ ся, не могло не обусловить тесного сближения, многосторонней орга­ нической взаимосвязи их поэзии. Солдаты и на первых порах, да и позднее, охотно заимствуют казацкие песни, создают собственные, кото­ рые в свою очередь усваиваются казаками, а это приводит к взаимному обогащению их репертуаров. То же самое происходит и в Сибири. Тематика казачьих и солдатских песен достаточно традиционна. Они посвящены художественному отображению наиболее характерных черт военной службы, эпизодов, картин и порой (попутно) отдельных наиболее памятных событий. Уже сам уход на военную службу рисуется в песнях как трагедия и для казака (солдата), расстающегося надолго с родной стороной, молодой женой, малыми детьми, привычной жизнью, и для его семьи, лишающейся пары рабочих рук, а то и единственного кормильца. Эмоционально выразительные, проникнутые чувством го­ речи и печали, они изображают служивого как человека подневольного ("невольничка"), исполнены глубокого сочувствия к нему. Таковы едва ли 56 Материалы Комиссии Коломзина для исследования землевладения и землепользо­ вания в Забайкальской области. — СПб, 1898. — Вып. 5: Приложения. — № 59; ѣуцин- ский ПЛ. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. — Харьков, 1989. — С 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2