Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

Жизнь в плясовых песнях изображается в идеализированном виде: мо­ лодец и девушка живут в гармоничном мире любви и добра. Общий тон песен мажорный, жизнерадостный, даже если тема посвящена жизнен­ ному неустройству героев. Многие плясовые песни носят шуточный характер. Текст в плясовых подчас занимает второстепенное место по отношению к музыке и движению, доминирует ритм, который нередко заслоняет мелодию и слово. Четкий ритм и быстрый темп исполнения — отличительные признаки плясовых песен. Во время летних увеселений водили хороводы. О популярности хо­ роводов, в частности в Тобольской губернии, М.Н. Костюрина пишет: «Хоровод здесь чаще называется "кругом", в круг играют только летом или в центре деревни на площади, или в конце ее где-нибудь на широкой поляне. "Круг" собирается иногда в сто девушек из соседних деревень. В "престольные" праздники, когда гулянье продолжается дня по три, на­ пример, на Троицу, Петров день, в первый и второй спасовые дни, в больших селах устраивается несколько "кругов"»50. Хороводные песни, приуроченные в европейской части России к весенне-летним праздникам, в Сибири нередко исполнялись на осенне- зимних вечерках (см. примечания к текстам). Причиной перенесения хороводных игр и песен с улицы в дома, на вечерку послужили климатические условия51. Понятие "хороводная песня" обозначает коллективное исполнение и обусловленную форму, в которой сливаются текст, напев и движение. По содержанию — это чаще всего песни повествовательного характера, нередко с развернутым сюжетом, посвященным молодости, любви и сватовству. Рассказывалось и об отношении молодежи к новой семье, но при этом обходились вниманием тяжелые условия жизни молодки Поэтизируется высокое чувство любви, звучит заветная мечта о счаст­ ливом браке. В некоторых песнях изображаются различные виды жен­ ской деревенской работы, полевые и огородные, но они освещаются также через тему любви и брака. Описывались и обрядовые действия: завивание венков, гадания по венкам, брошенным в воду, и т.д. В собственно хороводных песнях содержание не разыгрывалось, ха­ рактер движения почти не зависел от текстов. Эго могло быть движение по кругу, по прямой линии, в виде скручивающейся и раскручивающейся спирали, хождение через "воротца", "крест-накрест"; хоровод мог со­ стоять из двух шеренг, двух (один в другом) кругов и т.д. В репертуар хороводных могли включаться проходочные песни. По наблюдению фольклористов, хороводно-игровой фольклор исчез из активного бытования, но живо сохраняется в памяти местных жите­ лей, в силу чего можно составить представление о распространении этих песен по районам и даже по селам. Ряд собирателей отмечает большую Костюр., с. 3. 5*Неклеп., с. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2