Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
обитателей Горного округа, тесно сроднены с их памятью, повсюдно и всегда участвуют в лучших мгновениях жизни тамошней"48. Игра и хороводы были принадлежностью календарно-обрядовых и аграрных праздников. Широко практиковалась в Сибири "помочь-рабо та", производимая не по найму, а по приглашению: сенокос, жатва, рубка и засол капусты и др. Всякая работа завершалась угощениями, хорово дами, играми, плясками. В Сибири были известны как осенне-зимние (вечерки, посиделки), так и весенне-летние увеселения (хороводы, круги). В ряде регионов предпочтение получили зимние формы развлечения по сравнению с летними. Временем самого интенсивного веселья в Сибири, как и в европейской части России, были святки (с 25 декабря по 6 января по ст. ст.). В отличие от европейской части России вечерочные песни во многих местах Сибири исполнялись осенью, продолжались весной и летом Вечерочные песни по соотношению между текстом и действиями сос тавляют две группы. Одна из них полностью разыгрывается. Ведущей темой молодежных игр и сопровождавших их песен была тема любви, женитьбы или замужества Эти песни просты по композиции, содержат последовательное описание всего, что происходит в игре. Исполняются в довольно быстром темпе. Внашем томе игровыми песнями названы игровые сольные, хоровод но-игровыми — игровые в хороводе, когда вместе с солистами песни исполняют все участники хоровода Значительный репертуар вечерок составляют песни, называемые в народе "вечерочными", "походячими", в современной фольклористике обозначаемые как "проходочные". Исполнялись они в сопровождении ритмической хотьбы парня, девушки и заканчивались элементами дра матического разыгрывания: выбором новых участников, поклонами, по целуями. По рисунку движения могли быть орнаментальными, круго выми, линейными49. Эти песни, как правило, короткие, небольшие. Главными героями проходочных песен являются девушка, юноша, жених и невеста, молодожены. Жизнь в песнях трактуется как веселый праздник. Соответственно большое место здесь занимают изображения прогулок, хороводных и вечерочных гуляний, танцев и других развле чений молодежи. Любовь изображается только как счастливая. Для этой группы песен характерна тема одаривания друг друга участниками молодежных увеселений. Вечерки сопровождались плясовыми песнями. По своей тематике и эмоциональному тону плясовые песни близки к хороводно-игровым 48 Отечественные записки. — СПб, 1839. — Т. 3. — С 57. 49 Новоселова НА Песенно-игровая традиция в Енисейском у езд е// Сибирский фоль клор. — Новосибирск, 1980. — С 23—34; Она же. Жанровое своеобразие сибирской прохо- дочной припевки / / Русский фольклор Сибири. — Новосибирск, 1981 — С. 55—70; Она же. Роль вечерок и вечерочных песен в народном быту и культуре 19 — нач. 20 века / / Полифункциональность фольклора — Новосибирск, 1983. — С. 128—144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2