Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

Известно, что любовные и семейно-бытовые песни преимущественно женские Таковы они и в нашем томе В проголосных песнях о любви воспеваются сила и красота чувств молодых — девушек и юношей, рассказывается о зарождении и развитии этого чувства, о "тайной люб­ ви", нежной и чистой, боящейся "небылиц" и пересудов, о разлуке, измене, о ревности и отмщении за измену и та - Сюжетные мотивы их традиционны: девушка тоскует без милого, девушка уговаривает дружка не жениться на другой, пугает невзгодами семейной жизни, девушка полюбила "ровгаошку", ее разлучают с милым, отдавая в "чужу дальну сторону", отец женит молодца "не на ровнюшке" — "на горькой несча­ стной вдовище". В проголосных семейных песнях редко поется о счастливом браке. Они обычно повествуют о тяжелом положении "молодки" в чужой "семеечке несогласной", о ее тоске по родному дому и "прежнем друж­ ке", о муже-пьянице, о расправе с постылым мужем, о нелюбимой жене и т а - Проголосные песни предельно выразительны, исповедальны, тонко передают различные движения души. Они, действительно, очищают, просветляют и возвышают человеческий дух. Фольклористами подтвер­ ждается повсеместное распространение этих песен в Сибири. Хороводно-игровые песни, объединяясь тематически с проголосны­ ми, отличаются от последних и по форме исполнения, и по характеру выраженного в них отношения к объективной действительности. Если в грустных, элегических по звучанию проголосных песнях тема любви и жизни в семье раскрывается сугубо "серьезно", нередко драматически, а иногда и трагически, то в хороводно-игровых, веселых и жизнерадост­ ных, — часто с комической стороны. Здесь, как верно заметил В.Я. Пропп, "трагедия превращена в веселый фарс”46. Бытование хороводно-игровых песен в значительной мере обусловле­ но характером занятия населения. В тех районах, где население в силу особенностей труда было разобщено и отсутствовал массовый досуг, не создавались условия для продуктивного бытования этого типа песенного фольклора. Промысловая деятельность, например, не способствовала со­ хранению подобных песен Преимущественным хранителем хороводно-песенной традиции явилось, как уже сказано, крестьянство с его формами общинного хозяй­ ственного, семейного быта. Однако и городское население не обходилось без хороводно-игрового фольклора47. Чтобы представить значение хоро­ водно-игровых песен в быту жителей Алтая, сошлемся на свидетельство С.И. Гуляева, писавшего о бывшем Горном округе Колывано-Воскресен- ских заводов: "Представляемые мною песни известны почти всей массе ^ Народные лирические песни / Вступ. ст. подгот. текста и прим. В.Я. Проппа. — Л., 196L - С. 28. 47Авд, с . 67; Щук, с 384-305.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2