Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

отношении жанрово-тематических групп или даже песенных сюжетов, в локальный закрепленности места песенного действия и в языке. Несмотря на внешне кажущееся обилие фольклорно-этнографичес­ кого материала, целостную картину формирования "мозаичного" песен­ ного репертуара Сибири с учетом особенностей каждого региона этого обширного края дать практически невозможно. За отдельными исклю­ чениями мы не можем проследить жизнь песни в какой-либо местности на протяжении довольно длительного времени. История формирования песенного репертуара Сибири неразрывно связана с историей складывания здесь сословных групп, из числа которых наиболее значительными были крестьяне-земледельцы, служилый люд — казаки, позднее, с созданием регулярной армии, — солдаты, рабочие горных промыслов, приискатели. Нельзя сбрасывать со счета наличие здесь немалого числа каторжан, бродяг, ссыльнопоселенцев, ибо Сибирь очень рано становится местом каторги и ссылки уголовных преступников и политических противников самодержавия. Надо иметь в виду, что во многих крестьянских селах звучали военные казачьи и солдатские песни, в казачьих станицах — арестант­ ские, приискательские и т.д. Обмениваясь песнями, перенимая друг у друга разные по социальной принадлежности произведения, жители казачьих станиц, караулов, крестьянских сел, деревень, горнозаводских поселков делали их частью своей местной традиции. Особенно показа­ тельным этот процесс взаимообмена был в поселениях смешанного типа, где вместе проживали представители разных сословий, в близко сосед­ ствовавших разносословных поселениях, а также там, где жители (будь то казаки, крестьяне или ссыльнопоселенцы) сами нередко занимались отхожим (например, приискательским) промыслом. Во всех группах преобладали песни, соответствующие их жизненно­ му укладу, духовным потребностям, и каждая их этих групп населения внесла свой весомый вклад в общий песенный репертуар Сибири. Здесь необрядовме лирические песни разделены по признаку их сословной принадлежности на следующие тематические группы: кресть­ янские песни; казачьи и солдатские; песни тюрьмы, каторги и ссылки; песни рабочих. В основу расположения текстов положен тематический принцип, позволяющий в более или менее определенной логической последова­ тельности расположить произведения по близости, сходству их содер­ жания. Все выделенные по признаку сословной принадлежности группы песен не делятся нами ни на какие подгруппы. Исключение составляют лишь крестьянские песни. Так, одни исполняются только голосом, рас­ певно; фольклористы называют их "протяжными"; в Сибири они по­ лучили название "проголосных". Мы сохраняем за этими песнями их сибирское название.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2