Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
отношении жанрово-тематических групп или даже песенных сюжетов, в локальный закрепленности места песенного действия и в языке. Несмотря на внешне кажущееся обилие фольклорно-этнографичес кого материала, целостную картину формирования "мозаичного" песен ного репертуара Сибири с учетом особенностей каждого региона этого обширного края дать практически невозможно. За отдельными исклю чениями мы не можем проследить жизнь песни в какой-либо местности на протяжении довольно длительного времени. История формирования песенного репертуара Сибири неразрывно связана с историей складывания здесь сословных групп, из числа которых наиболее значительными были крестьяне-земледельцы, служилый люд — казаки, позднее, с созданием регулярной армии, — солдаты, рабочие горных промыслов, приискатели. Нельзя сбрасывать со счета наличие здесь немалого числа каторжан, бродяг, ссыльнопоселенцев, ибо Сибирь очень рано становится местом каторги и ссылки уголовных преступников и политических противников самодержавия. Надо иметь в виду, что во многих крестьянских селах звучали военные казачьи и солдатские песни, в казачьих станицах — арестант ские, приискательские и т.д. Обмениваясь песнями, перенимая друг у друга разные по социальной принадлежности произведения, жители казачьих станиц, караулов, крестьянских сел, деревень, горнозаводских поселков делали их частью своей местной традиции. Особенно показа тельным этот процесс взаимообмена был в поселениях смешанного типа, где вместе проживали представители разных сословий, в близко сосед ствовавших разносословных поселениях, а также там, где жители (будь то казаки, крестьяне или ссыльнопоселенцы) сами нередко занимались отхожим (например, приискательским) промыслом. Во всех группах преобладали песни, соответствующие их жизненно му укладу, духовным потребностям, и каждая их этих групп населения внесла свой весомый вклад в общий песенный репертуар Сибири. Здесь необрядовме лирические песни разделены по признаку их сословной принадлежности на следующие тематические группы: кресть янские песни; казачьи и солдатские; песни тюрьмы, каторги и ссылки; песни рабочих. В основу расположения текстов положен тематический принцип, позволяющий в более или менее определенной логической последова тельности расположить произведения по близости, сходству их содер жания. Все выделенные по признаку сословной принадлежности группы песен не делятся нами ни на какие подгруппы. Исключение составляют лишь крестьянские песни. Так, одни исполняются только голосом, рас певно; фольклористы называют их "протяжными"; в Сибири они по лучили название "проголосных". Мы сохраняем за этими песнями их сибирское название.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2