Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)

десятков тетрадей (в каждой тетради от 3 до 8 стр. и по одной песне) BJHL Гартевельда (Песни каторги: Песни сибирских бродяг и каторж­ ников для соло, хора. СПб., 1900). Одиннадцать тетрадей были переизда­ ны в конце 20-х годов в Москве. Нотные записи содержатся также в архивных собраниях Благоскло­ новой (1910—1912; АРГО), АЛ. Савельева (1910-1917; ГАМ). Значительный вклад в публикацию музыкальных сборников сибир­ ских песен внесли композиторы и хормейстеры, связанные с деятельно­ стью Сибирского (Новосибирск) и Омского русских народных хоров. В 40-е — 50-е годы на материале собственных экспедиционных записей ими были полготовлены сборники-песенники, включавшие песни разных сибирских областей (Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской) и Алтайского края. Среди подобных изданий следует назватк"Песни Си­ бири" (Сост. AJHL Кондырев и А.П Новиков. Новосибирск, 1945), "Сибир­ ские народные песни" (Записаны Андреем Новиковым и Валентином Левашовым. Новосибирск, 1957; в 1963 г. сборник в несколько транс­ формированном виде был опубликован в Москве издательством "Со­ ветский композитор"), "Песни и хоры из репертуара Омского государст­ венного русского народного хора" (Сост. ЕЛ. Калугина. М., 1960). В 60-е — 80-е годы эту "немузыковедческую" линию продолжили ВТ. Захарченко, ВТ. Пешняк и EJL Аркин, подготовив ряд песенных сборников, отража­ ющих репертуар отдельных сибирских областей: Новосибирской — сбор­ ники ВТ. Захарченко "Песни села Балман" (Новосибирск, 1969) и "Деви­ чья песня" (Новосибирск, 1975); Омской — сборники ЕА.. Аркина: "Ты березка моя. Народные песни Омской области" (Омск, 1987) и "Со венком я хожу" (Омск, 1993) и Алтайского края — ВТ. Пешняк "Русские народные песни Алтайского края" (Барнаул, 1980). Наибольшее внимание музыковедов привлекли фольклорные тради­ ции старожильческих регионов Сибири. По числу опубликованного ма­ териалов лидером в этом смысле является Красноярский край. В 1956 и 1957 гг. в Красноярский край выезжали студенческие музыкально-фоль­ клорные экспедиции Московской консерватории и Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В итоге вскоре были изданы два выпуска сборника "Русские народные песни Краснояр­ ского края" (под общей редакцией СВ Аксюка. — М., 1959, вып. 1 и М, 1962, вып. 2). Преимущественно внимание здесь уделено проголосным песням, большим числом записей представлен также цикл хороводных и вечерочных песен. Спустя два десятилетия после выхода московских сборников удалось наладить издательскую деятельность "на месте" Красноярскому краево­ му Центру народного творчества. Результатом этих усилий явились сборники КМ. Скопцова "Народные песни Красноярья" (Красноярск, 1983), В. Логиновского "Народные песни Ермаковского района Краснояр­ ского края" (Красноярск, 1992), НК. Пархоменко "Земляничка, моя ягод­ ка: Песни Верхнеенисейского Поречья и г. Минусинска" (Красноярск,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2