Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока. - 1997. (Т. 14.)
(1851 г.). Восточно- и Западно-Сибирский отделы (1871 г.). а также мест ная периодическая печать. С этого времени песенные публикации регу лярно появляются в центральной и особенно в сибирской периодике, коллекции песен накапливаются и оседают в архивах. Вместе с тем именно тогда в работах по фольклору Сибири, и прежде всего по песенной поэзии, обнаруживаются противоречивые тенденции. Так, с одной стороны, уже в 50-е — 80-е годы появляются материалы Н.И. Катина, Н.С. Щукина, Н.А. Кострова, посвященные опи санию народных празднеств, забав и увеселений старожилого казачьего, крестьянского населения Забайкалья, Иркутской и Томской губерний, свидетельствующие о большой роли песенной поэзии в духовной жизни сибиряков. Описание традиционных форм музыкального быта сиби ряков дает в своем двухтомном исследовании М.Ф. КривошапкинЧ Вы ходит труд известного исследователя народной культуры сибиряков Г.Н. Потанина, в котором он приводит более ста песенных текстов. С другой стороны, в это же самое время появляются прямо противо положные, резко отрицательные суждения о сибирской песне, о "непо- этичности" сибиряков, о неспособности их не только к самостоятельно му творчеству, но даже к сохранению произведений, принесенных пере селенцами из России. Это мнение высказывали, в частности, историки и этнографы АЛ Щапов, С.В. Максимов, Н.М. Ядринцев. Суждения этих авторов отличались безоговорочной категоричностью. "Большая часть русских песен в Сибири значительно искажены или переделаны на свой лад", — утверждал А.П. Щапов16. "Народ вСибири, —по мнению НМ. Яд- ринцева, — забыл песни и, когда возвратился к ним, потерял мелодию"17. "Коренной сибиряк, — считает С.В. Максимов, — вообще петь не охот ник, мало кто знает песен и почти ни одной своей не придумал"18. Это обстоятельство отрицательно сказалось на собирании сибирских песен19. В противовес ставшему расхожим мнению публикуются фольклор ные материалы В.И. Вагина, И.И. Попова, да и сами опровергатели поэти ческих способностей сибиряков, как бы противореча себе, печатают немало записанных ими песен. Те же СВ. Максимов и НМ. Ядринцев вносят серьезный вклад в собрание поэзии каторги. Кстати, позднее к арестантским песням обращаются АА Бычков, композитор В.Н. Гарте- вельд, П.Ф. Якубович-Мельшин, В.Я. Шишков. ^ Кривоишпкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. — СПб, 1865. ^ Щапов АЛ. Историко-географические и этнографические заметки о сибирском населении / / Иза Сиб. отд. РГО. — Иркутск, 1873. — Т. 3. — № 5. — С 265. 17 Ядринцев НМ Судьба сибирской поэзии и старинные поэты в Сибири / / Лит. сб. — СПб, 1885. — С 408. 18Макс, с. 394. Субъективные оценки культуры сибиряков упомянутыми учеными "объясняются политическими, методологическими установками и географической ограниченностью районов научных наблюдений, когда локальные явления принимались за общесибирские’ (Мельников, с. 4). В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2