Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
страненный вид); 2) вступление-наигрыш, в отличие от первого вида вступления характеризуется наличием мелодической формулы будуще го напева, примером являются тирады 26, 27, 35; 3) вступление-наиг рыш, мелодическая формула и звукоряд не связаны с звукорядом напе ва. Так, в тираде 12 звукоряд инструментального вступления — ан- гемитонный гексахорд в амбитусе малой септимы (с—ез—£— а—в), а звукоряд напева — гемитонный пентахорд в амбитусе квинты (с—ез— е — ( — в). Инструментальное завершение однотипно для всех тирад. Кайчи пользуется одним приемом: мелодическим ходом вниз на большую сексту а^с1 с окончанием в виде квинтового созвучия с1-^1. (Такой же прием изредка встречается и в речевых эпизодах, когда сказитель "не произвольно" касается струн комуса .) Переход к речевому оказыванию нередко совпадает с инструмен тальным завершением тирады, т.е. цезура между двумя формами инто нирования в данном случае практически отсутствует. В заключение хотелось бы особо подчеркнуть мастерство кайчи, его индивидуальную экспрессивную манеру оказывания, умение выстроить сложнейшую композицию, оперируя большим количеством напевов. "Кан Перген" — это только одно сказание, записанное в полном объеме от ПИ. Кыдыякова. Его искусство было лишь частью некогда богатой шорской эпической традиции. Поэтому закономерности музыкальной композиции, выведенные в данной статье, применимы лишь к публику емому памятнику. РJБ. Назаренко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2