Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

первое появление напева сопровождалось "модуляцией" ритмической формулы от четырехсложника с ямбическими сегментами к пятислож­ ной структуре. Особое внимание следует обратить на строение напева. Большинству напевов сказания свойственна, как уже говорилось, пе­ риодическая структура, соотнесенная с четырехстрочной строфой. В напеве 15 сказитель нарушает структурный стереотип, создав форму строфы типа а-в-в, что соответствует трем строкам текста (вместо традиционно четырех). Подобная форма является индивидуальной осо­ бенностью напева, поскольку ритмические и звуковысотные параметры имеют общие черты с напевами 7,12 (см. нотные примеры 7, 7а, 12,15). Это один из тех случаев, когда маркером напева становится структур­ ный параметр. В этой связи хотелось бы обратить внимание еще на один способ маркировки напевов. Он отчетливо прослеживается в сфере звуковысотности напева 13 (тирады 27, 28, 43). В нижней части звукоря­ дов всех напевов сказания сохраняется восходящая малая терция, звуки "с"—"ез", и только в звукоряде напева 13 появляется звук "<1". Включение нового тона в нижнюю часть звукоряда нарушает сложившуюся слухо­ вую установку и позволяет воспринять напев как самостоятельную семантическую единицу. Инструмент, сопровождающий исполнение эпоса, — длинношейко- вая лютня с щипковым способом звукоизвлечения. Шорское название инструмента — комус, в транскрипции Н.П. Дыренковой — комыс [4, с. XV]. Материалом для изготовления комуса традиционно служил кедр. Отличительной чертой шорских лютен может считаться наличие деревянной деки. У родственных инструментов других народов Южной Сибири резонатор лютен обтягивался кожей [19, с 24—25]. Струны изготавливались из конского волоса. Комус, звучащий в сказании "Кан Перген", имеет квартовый строй (с1— П)*. Вся инструментальная партия сказания исполняется в одной аппликатурной позиции; рука кайчи расположена близко к колковой коробке. Функциональное значение комуса заключено в следующем. Во-пер­ вых, в партии комуса поддерживается ритмическая пульсация сказания за счет повторения остинатных ритмических формул. На отдельных участках тирад в верхнем голосе инструментальной партии дублирует­ ся напев. В этом случае звукоряд комуса полностью совпадает с звуко­ рядом напева. Во-вторых, в каждой тираде имеется инструментальное вступление и заключение. По протяженности вступительный раздел во много раз превышает заключение. В сказании можно выделить три разновидности вступительных разделов: 1) вступление орнаментального типа, не связанное с мелодической формулой напева (наиболее распро- 'Сказитель В.И. Токмашев (кондомский диалект) пользуется тритоновой настройкой комуса-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2