Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

ездом Кан Пергена в золотой дворец. Символ золотого дворца в ска­ зании подчеркивает присутствие сферы Верхнего мира. Напевы 9—11 могут быть объединены в группу, интонационный комплекс которой имеет особо важное значение в сказании. В сюжет­ ном плане каждый из напевов связан с узловыми эпизодами эпоса. Напев 9 в звуковысотном отношении представляет наиболее слож­ ный тип напева. Его индивидуальной особенностью является прежде всего смещение верхнего опорного тона с V на (начальный сегмент), уникальная для сказания ладовая формула (гемитонный гексахорд с квинтовой опорой "с" — "з"), а также неделимая структура, основанная на постепенном волновом диатоническом нисхождении от верхнего тона звукоряда "в" к нижнему "с" в диапазоне малой септимы (см. нотный пример 9). Напев объединяет эпизоды, связанные с рассказом Кара Кана о гибели отца Кан Пергена (тирады 35—37), и две тирады (64, 65), предшествующие сражению Кан Пергена с силами Нижнего мира (плач Кара Кат). Он единственный из напевов, который имеет совершенно однозначную сюжетную трактовку и неповторимую эмо­ циональную окраску благодаря наличию жанровой символики. В дан­ ном случае речь идет о преломлении в напеве жанровой традиции плача (сыытп). Напевы 10 и И занимают центральное место в сказании На их интонационных колтлексах основан весь кульминационный раздел "Кан Пергена". Для напева 10 характерно лшогократное устойчивое повторение одной пятислоговой формулы, не подвергающейся вариант­ ным преобразованиям. В звуковысотном отношении напев дробится на пять сегментов (а, в, а, в, с), в каждом из которых по пять слогонот (см. нотный пример 10). Подчеркнутая повторяемость сегментов, монотон­ ность ритмической формулы, отсутствие внутрислоговых распевов и тембровой "орнаментики" — средства, направленные сказителем на создание эмоциональной атмосферы богатырского поединка. Возвраща­ ясь к комментариям М.К Каучакова, можно по аналогии предполо­ жить, что данный напев является "мотивом боя", так как он объединяет только одну группу эпизодов сказания из пяти тирад (см. таблицу) и более нигде не звучит. В сюжетной линии сказания это описание глав­ ного сражения Кан Пергена с силами Нижнего мира. Звуковысотность и ритмические контуры напева 11 тесно связаны с напевом 4. Напев используется сказителем для описания продолжения поединка, его кульминации и победы богатыря Кан Пергена. В дальней­ шем он также больше не звучит. С напевом 15 связан немаловажный смысловой момент сказания (тирады 92—94) — наречение именем сына Кан Пергена (герой эпоса приобретает богатырскую силу после наречения именем); первый раз напев появляется в тираде 44, не имея определенной сюжетной функ­ ции. В тирадах 92—94 закрепляется пятисложная формула, тогда как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2