Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

ную в ритмическом отношении девятисложную структуру первой по­ ловины напева, исполняемую каем без особой маркировки тембра. Зву­ ковысотные параметры остаются практически неизменными (гемитон- ный пентахорд с—ез—е —£—% с опорным тоном "£"). На напеве 4 построены тирады 7, 8, 12, 13, 89, 90. Все они, за исключением тирады 13, связаны с образами Кан Пергена и Кара Кат. С характеристикой главных действующих лиц — Кан Пергена и Кара Кат связано использование еще двух напевов — 5 и 6. Напев 5 имеет периодическую структуру из двух элементов: первый — распев опорного тона Т ' со сменой "звукоподачи" в пределах одной тонемы; второй — мелодизированный распев в пределах кварты с возвращением ко второму опорному тону "с", который в начальной и заключительных строфах выделен "долгой нотой" (см. нотный пример 5). В двух частях напева налицо звуковысотная оппозиция, тогда как в слогоритмичес­ ком отношении они довольно близки. В сказании данный напев объединяет три тирады — 9—11, в кото­ рых представлены главные персонажи, в остальных фрагментах он охва­ тывает единичные тирады в соответствии со своей функцией персони­ фицированного напева — тирады 30, 63, 88, а также идущие друг за другом тирады 39, 40. Напев 6 характеризуется простой четырехсложной ритмической формулой и звуковысотной лаконичностью (звукоряд с — £ ). Он наи­ более употребителен в эпизодах, связанных с ситуациями нейтрального типа, не имеющими в сюжетной канве сказания значения смысловых узлов, и может относиться к различным персонажам. Чаще всего этот напев связан с образами Кан Пергена, Алтын Торгу, Кара Кана, Кара Кат, но может характеризовать и представителей Нижнего мира. В сказании встречаются напевы производного характера, их смыс­ ловая нагрузка различна. Так, напев 8, сочетающий интонационные элементы напевов 6 и 13, не имеет строго закрепленной образной сферы. В одном случае (тирады 14,15) он описывает встречу Кан Пергена и Кок Торгу, в других (тирады 19, 20) связан с эпизодами странствий Кан Пергена. Напев 12 интонационно близок формулам 1 и 8. Его отличительным признаком следует считать интонационное качество начальной попев- ки: восходящее движение от нижнего опорного тона к верхнему через малую терцию (звукоряд с—ез—£). Напев появляется дважды, в тирадах 25 и 66, в обоих случаях он связан с воплощением богатырского начала. В тираде 25 Кан Перген и его конь побеждают в споре богатырей за невесту — Алтын Торгу, в тираде 66 противопоставляются 60 богатырей Верхнего и 60 богатырей Нижнего миров. Не более трех раз в сказании встречается напев 13. В тирадах 27, 28, 43 его появление обусловлено однотипной сюжетной ситуацией — при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2