Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СКАЗИ ТЕЛЯ П.И. КЫДЫЯКОВА Павел Иванович Кыдыяков родился в с. Красный Яр (ныне улица г. Мыски) в 1908 г, умер в 1970 г. в возрасте 61 года, в расцвете таланта кайчи. Павел Иванович был жизнерадостным, активным, энергичным и очень эмо­ циональным человеком. О таких людях шорцы говорят эистиг кижи —"уютный человек". Он страстно любил сказания родного народа и хотел исполнять произ­ ведения шорского эпоса горловым пением. Поэтому нередко ездил в шорские села, чтобы перенять от разных кайчи традиции шорского кая, обрести себе новых слушателей. Когда к нему приезжали гости послушать кай в его испол­ нении, Павел Иванович собирал слушателей либо у себя, либо у кого-нибудь из односельчан и с раннего вечера начинал петь. Все собравшиеся усаживались перед ним, потому что, по представлениям шорцев, чох ("путь") кая начинался с кайчи и шел только вперед, никогда и нигде не сворачивая. Поэтому запрещалось слушать кай за спиной кайчи. Павел Иванович быстро и легко входил в роль, увлекался каем сам и увлекал слушателей. Проходило немного времени, и кто-нибудь из сидевших перед ним говорил: "Кай кирбисти" — "Кай вошел". Другие подтверждали это, аудитория замирала Это означало, что все люди, сидящие здесь, стали мыслен­ но "видеть" рассказываемое. Они начинали сочувствовать главному герою и переживать вместе с ним. Темперамент Павла Ивановича сказывался в манере подачи эпоса: прежде всего в темпе игры на кай-комусе и пении, а затем и в проговаривании слов. Он играл и пел в таком быстром темпе, что едва успевал выговаривать слова, фрагмент заканчивал скороговоркой, последние слова до конца не досказывал. В процессе исполнения эпического сказания П.И. Кыдыяков испытывал сильное эмоциональное воздействие от самого повествования, от действий бога­ тыря, его образа, создаваемого им же самим. Это проявлялось в настроении, голосе, пении, например, горечь поражения богатыря в битве с врагами он воспроизводил мелодией сыыт — "плача", и нередко в его голосе были слышны интонации рыдания. Одобрительные возгласы слушателей вдохновляли сказите­ ля. Аудитория никогда не оставалась равнодушной к его пению. Она испытыва­ ла то же самое, что и кайчи. Слушатели выказывали свои чувства или вздохами, или словами, выражающими сочувствие герою, героине сказания. Так уста­ навливалась естественная внутренняя связь кайчи с аудиторией. Эго сплачивало слушателей, облагораживающе действовало на всех.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2