Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

962 — Удалец с удальцом бились (кÿлÿк кÿлÿктÿ шап турранда) — букв, “когда удалец бил удальца”. Кÿлÿк — “умный, смекалистый богатырь, удалец”. Здесь говорится о поединках достойных друг друга богатырей. 1031—1032 — Сказать, что юра — перевала нет, /Сказать, что море, — брода нет (Тайга, тезе, ажоыр чок, полчан, полтур, /Талай, тезе, кежиге чок, полчан, полтур ) — устойчивая поэтическая формула, обозначающая очень большую величину, в данном случае необъятные размеры врага Алтын Сырыка. 1157 — ...с тремя ушами... (ушкулакупьср..) — устойчивая поэтическая фор­ мула, передающая одно из качеств богатырских коней: их чутье. Конь с тре­ мя ушами — конь с особым чутьем. 1175 — Алтын Сырыка о т борьбы отстранив... (алтын Смрыкупычара тар- ты...') — в шорском эпосе, как правило, повествуется об очень длительной борьбе. Молодые богатыри хорошо осведомлены о тех событиях, которые про­ изошли до них. Прибыв на место поединков, они тут же сменяют “своих” богатырей. 1202—1203 — Когда, опираясь напалку, /[Из под земли) ни один богатырь не выходит (Jайакха ширеен келип, /Алып шыкугас тем полуп пардь) — здесь про­ изошло переосмысление образов: существа Нижнего мира оказываются на стороне богатырей Среднего мира. Согласно мифологическим представлениям, обитате­ ли Нижнего мира выходят наверх и ходят по Среднему миру с посохом (палкой) в руках. 1345 — Золотой гроб к ней подвесили (алтын к,арчакупы анда ас келип) — в сказании отражен принятый шорцами воздушный способ захоронения, кото­ рый бытовал до конца XIX в. и частично в 20—30-х гг. XX в. Гроб с покой­ ником подвешивался на вершину хвойных деревьев, по преимуществу на вет­ ки лиственниц. 1461 — Синяя стрела с девятью перьями (торус чÿглÿр кöк соеан) — в ре­ альной жизни шорские охотники пользовались оперенными стрелами для уве­ личения дальности полета и меткого попадания в цель. Такие стрелы сохра­ нились до сих пор, например, у шорского кайчи А.В. Рыжкина, живущего в пос. Улус 1526 — Сорок тасов позвал (К,ырык, т а с кырып алдь) — т а с — букв, “пле­ шивый”. В тюрко-монгольском эпосе пастухи, повара богатырей часто изобра­ жаются плешивыми. Здесь сорок тасов — это слуги богатыря. 1892, 1894 — Туда, где земля Кун-кана... / . . . / Туда, где зелия Ай-кана (Кун Каанныц черинге... / . . . / Ай каанныц черинге) — мифологические топонимы. Име­ ется в виду направление движения богатыря: на восток — к Кун -кану (Сол- нцу-Хану), на запад, на закат — к Ай -кану (Луне-Хану).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2