Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
68, 69). Только в тираде 91 происходит переключение сюжетной функ ции этих напевов — на их основе звучит повествование о рождении сына Кан Пергена — Ай Кара Кана. К напеву-формуле 2 по сюжетному и интонационному содержа нию близок напев 7 (см. нотные примеры 2, 7). Он появляется в тирадах 17, 18 — странствие Кан Пергена верхом на коне. Напев 7 в обеих тирадах функционально подобен вступлению, за которым следуют три строфы в тираде 17, четыре строфы в тираде 18 на напев-формулу 7а. Подобное соединение напевов зафиксировано в комплексе тирад 51—58 (диалог коня Кан Пергена и коня Верхнего мира). Напевом-формулой 3 начинается повествование кайчи, дальнейшее его появление связано с наиболее драматичными моментами сказания. Так, в тираде 34 на данный напев исполняется рассказ Кара Кана о гибели отца Кан Пергена. В тирадах 73—77 этот напев передает напря женную борьбу богатырей с персонажами Нижнего мира. Мелодичес кая структура напева близка напеву 1 и состоит из четырех элементов: пятикратное повторение звука "ез", дающее начальный ритмический импульс; выдержанный опорный тон "£” ("долгая нота"); восходящая интонация малой терции с—ез; заключительный элемент, повторя ющий второй (исполняемый также на синсемантические слоги). В основе ритмической структуры напева лежит девятисложник (5+4) с внутрислоговыми распевами, приходящимися на синсеманти ческие слоги (второй и четвертый элементы). Звукоряд напева — ан- гемитонный тетрахорд в амбитусе квинты с—ез—£—& С функциональ ной стороны "поведение" тонов звукоряда таково, что на разных участ ках напева меняется ладовая опора. Если в предыдущих напевах со сходным звукорядом опорные тоны составляли квартовый ладовый кар кас (что совпадало со звучанием открытых струн комуса), то в третьем напеве налицо переменность ладовой опоры. В итоге напев, сходный в слогоритмическом отношении с напевами 1, 2, 2а, обретает совершенно иную интонационную структуру. Напев 4 примечателен в метроритмическом и тембровом отно шении Примером может быть тирада 8. Каждая строфа тирады имеет двухчленную структуру, нормативную для всего сказания. Но отличи тельной чертой становится переменность слогоритмической формулы. Для первой части строфы нормативом является девятисложник, для второй — восьмисложник (см. нотные примеры 4, 4а). Исключение составляет начало тирады, выполняющее функцию вступления и инто нируемое на синсемантические слоги "хай де" (см. нотный пример 4а). Тринадцатисложная формула, реализованная во вступлении, непосред ственно связана с маркировкой тембра, с демонстрацией сказителем мелодизированного кая, когда от "долгой ноты" (опорного тона "£") идет скольжение вниз на малую секунду, возвращение и ее опевание. Далее интонационный комплекс вступления преобразуется в изыскан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2