Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

68, 69). Только в тираде 91 происходит переключение сюжетной функ­ ции этих напевов — на их основе звучит повествование о рождении сына Кан Пергена — Ай Кара Кана. К напеву-формуле 2 по сюжетному и интонационному содержа­ нию близок напев 7 (см. нотные примеры 2, 7). Он появляется в тирадах 17, 18 — странствие Кан Пергена верхом на коне. Напев 7 в обеих тирадах функционально подобен вступлению, за которым следуют три строфы в тираде 17, четыре строфы в тираде 18 на напев-формулу 7а. Подобное соединение напевов зафиксировано в комплексе тирад 51—58 (диалог коня Кан Пергена и коня Верхнего мира). Напевом-формулой 3 начинается повествование кайчи, дальнейшее его появление связано с наиболее драматичными моментами сказания. Так, в тираде 34 на данный напев исполняется рассказ Кара Кана о гибели отца Кан Пергена. В тирадах 73—77 этот напев передает напря­ женную борьбу богатырей с персонажами Нижнего мира. Мелодичес­ кая структура напева близка напеву 1 и состоит из четырех элементов: пятикратное повторение звука "ез", дающее начальный ритмический импульс; выдержанный опорный тон "£” ("долгая нота"); восходящая интонация малой терции с—ез; заключительный элемент, повторя­ ющий второй (исполняемый также на синсемантические слоги). В основе ритмической структуры напева лежит девятисложник (5+4) с внутрислоговыми распевами, приходящимися на синсеманти­ ческие слоги (второй и четвертый элементы). Звукоряд напева — ан- гемитонный тетрахорд в амбитусе квинты с—ез—£—& С функциональ­ ной стороны "поведение" тонов звукоряда таково, что на разных участ­ ках напева меняется ладовая опора. Если в предыдущих напевах со сходным звукорядом опорные тоны составляли квартовый ладовый кар­ кас (что совпадало со звучанием открытых струн комуса), то в третьем напеве налицо переменность ладовой опоры. В итоге напев, сходный в слогоритмическом отношении с напевами 1, 2, 2а, обретает совершенно иную интонационную структуру. Напев 4 примечателен в метроритмическом и тембровом отно­ шении Примером может быть тирада 8. Каждая строфа тирады имеет двухчленную структуру, нормативную для всего сказания. Но отличи­ тельной чертой становится переменность слогоритмической формулы. Для первой части строфы нормативом является девятисложник, для второй — восьмисложник (см. нотные примеры 4, 4а). Исключение составляет начало тирады, выполняющее функцию вступления и инто­ нируемое на синсемантические слоги "хай де" (см. нотный пример 4а). Тринадцатисложная формула, реализованная во вступлении, непосред­ ственно связана с маркировкой тембра, с демонстрацией сказителем мелодизированного кая, когда от "долгой ноты" (опорного тона "£") идет скольжение вниз на малую секунду, возвращение и ее опевание. Далее интонационный комплекс вступления преобразуется в изыскан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2