Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

334—335 — Чтобы не скучать — поклонился, /Чтобы не тосковать — по­ прощался {СагынышпаскА эзен перип келип / Санагипаскд менчи перип келип) — устойчивая эпическая формула, употребляемая в описаниях расставания бога­ тырей с родными, близкими и знакомыми. В подтексте сохранилась мысль об обмене какими-то предметами-символами. 365—3 66 — Дыхание его не прервется, /Кровь его не прольется {Узÿлерде тыны чок, /Тöгулерде к,аны чок) — букв, “чтобы прерваться — дыхания нет, чтобы пролиться — крови нет” — образное выражение, рисующее неуязви­ мость богатыря Алтын Сырыка, спущенного на землю творцами, восседающи­ ми на вершине золотой горы. По воззрениям шорцев, тыя — душа, на тон­ кой нитке держащаяся, жизнь, уходящая из тела вместе с дыханием. 378 — Из шестислойной синей стали {алты к,адыл кок молот..) — шор­ ские металлурги и кузнецы при производстве и обработке железа определяли его качество по цвету. По-видимому, сталь синего цвета оценивалась как са­ мая прочная и качественная 383 — Совсем голый малыш в возрасте Адама {крьвы чылаш, Адам чаштыр олагаш) — то есть только что созданный. О том, что шорцам было известно имя Адама — первого человека, свидетельствуют письма Н.Ф. Катанова: «В молитвах каларских шаманов я встретил имена Адама и Евы в форме “Адам” и “Ымай”_ Шаманы говорят, что о появлении на земле Адама и Евы они узнали от кузнецких татар* [23, с. 90]. 399—400 — “Сотворенный творцами ребенок наш", — говоря, /Н а почет­ ное место за стол его усадили ( “Ушчайан чайап перген палабыс”, — теп келип, / Устол кестинге одуртуп келип) — согласно представлениям шорцев, рождение человека означает начало смены поколений людей. Старшие сознают, что бу­ дущее принадлежит не им, а молодым, поэтому с таким почтением относятся к младенцу. Они ставят его выше себя. Этим объясняется признание в неда­ леком прошлом равенства между родителями и детьми у шорцев в быту. 407—408 — Чтобы он богатырским сном насытился, /Уложив, усыплять его стали (Альш уйгузун сийдирип, / Анда чаттыр келип, узудуп турраннары) — только после богатырского сна юноша становится богатырем С этого времени идет отсчет его возраста. 515 — Когда имя к имени прибавляли... {коору-шолацны к/остур тургацдаJ) — в шорском эпосе богатыри наряду с именем имеют и прозвище, так было и в недалеком прошлом в быту у шорцев, частично это сохраняется и сейчас. При знакомстве шорцы спрашивали друг у друга: “ Ады-шолац кем поларТ — “Имя-прозвище как твое будет?” 629 — “Мой сын Алтын Сырык не поедет”, — сказала { “Палам Алтын Сырык парбас", — тедир) — нарушение сыном материнского запрета является приемом завязки сюжета в шорских эпических сказаниях. 663 — Кыдатские {кыдат) — см “Кан-Перген”, коммент. к 4.10. 696 — Кара Шмелдей была, оказывается {К,ара Шмелдей полчан, полтур) — здесь представительница Нижнего мира выступает в качестве доброй помощ­ ницы героя и в то ж е время это сниженный мифологический образ: просле­ живается пренебрежительно-снисходительное отношение самого повествователя к Шмельдей. 744 — Ни одного айна не оставить {пир айна калбазын-ок) — здесь злой дух выступает в качестве помощника богатырей, борющихся' против уплаты дани ханам-завоевателям

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2