Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

ний далеких предков шорцев о мифическом первом человеке. В шорском эпосе много таких одиноких богатырей. 8 — восьмой фрагмент опущен. Сказитель его пропел, но пересказывать не стал и сразу перешел к девятому фрагменту. В восьмой песенной тираде Кара Кат нарекает богатыря сложным эпическим именем. Возможно, когда-то женщина нарекала будущего богатыря именем. В архаических сюжетах шорс­ кого эпоса именно женщины дают имена будущим богатырям. 9.3 — -где открытые глаза мои закрываются -(чалвак, парган царатымны цайа пар шаварым ) — букв, “куда открытыми глазами моими я ударюсь”. Этим Кан Перген намекает на то, чтобы Кара Кат указала место, где живет его нареченная невеста. Это условный эпический язык, понятный как сказителям, так и слушателям. 10.2—3 — Эзе, Кан Перген, коня имеющий, верхом поезжай. Я — человек пе­ ший, не спеша дойду (Эзе, атты г кижи, К,аан Перген, парын одур. Мен чазаг кижи кенгерекчедерим) — здесь просматривается архаичность образа Кара Кат, вос­ ходящего, вероятно, к доскотоводческим временам. 10.6 — На расстоянии перелета двух поколений птиц находится (пир уй сал четчыган чер) — букв, “одно гнездо свив”, т.е. “однажды птенцов выве­ дя” — формула длительности пути. 11 — в сказании одиннадцатого фрагмента нет. Слова этой тирады ска­ зитель не пересказал, а они важны для понимания образа Кара Кат. Она обладает даром предвидения, необыкновенной осведомленностью. Здесь высту­ пает в качестве доброй советчицы Кан Пергена и торопит богатыря, потому что все его соперники собрались на свадебном пиру, устроенном родителями его невесты. Кара Кат предвидит, что Кан Перген может отвлечься от наме­ ченной цели. 12.13 — Пар о т кипящего [свадебного] котла (кулер цазанныц пузу) — ус- тойчивая формула, говорящая о том, что пир в разгаре. 13.20 — Сорок комнат прошел (крсрык, цатпагика пас киривизе перди) — сорок — эпическое число. Дворцы, которые были построены на территории Хакасии в реальном прошлом ,(как показали раскопки), состояли из множе­ ства комнат, соединенных между собой дверьми. Шорские племена издавна жили на северо-западных склонах от Абаканского горного хре&га, рядом с Хакасией, где, естественно, бывали. 13.25 — Девять косичек ее (тогуз цатпаги) — букв, “девять слоев” косичек. Девять — эпическое число. В прошлом шорские девушки, особенно в Южной Шории, заплетали одну, три, семь кос, а замужние женщины — по две косы. Признаком юной красоты было множество длинных косичек до пояса. В эпо­ се отражено традиционное понимание девичьей красоты. 13.36 — “ -с каменным сердцем Кан Перген ” , — сказала (“...ташчуректшК,аан Перген”, — тедир) — Кок Торгу и Кан Перген раньше не встречались, но героиня называет его именем, данным Кара Кат. Необычная осведомленность эпических персонажей, и в их числе Кок Торгу, — проявление их всезнания, восходящего к представлениям о мудрых, проницательных прародительни­ цах племени (народ), часто встречающихся в архаических мотивах шорско­ го эпоса. 15.8 — Не ты мой жених (меец парчац кижим сен эвес) — в Шории бра издавна был экзогамным. Молодые люди знали из какого рода брать жену, были и нареченные женихи, и невесты, обрученные с детства В эпосе отра­ жен реальный обычай. 16 — шестнадцатую тираду сказитель не стал пересказывать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2