Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)
3.5 — Ккраснее крови красно-игреневому коню... подошел (к,ааннац крсзыл к,ан чегрен аткд пас келди ) — в тюрко-монгольском эпосе боевому коню богатыря уделяется особое внимание. Конь. богатыря персонифицирован, обязательно ука зывается его масть. В этом, по-видимому, отразилась давняя традиция, когда в Южной Сибири боевые отряды воинов формировались по масти коней. 3.8 — В четырехугольной Вселенной... (по т о р т толук, тола Кррай иш- тинде..) — Н.П. Дыренкова перевела слово Угорай как “Вселенная”. Шорские сказители, в беседе с нами, переводят его так же. У них прослеживается весьма сложное представление о Вселенной. “Четыре угла” означают для них четыре стороны света, при этом нет четкости в представлениях о Вселенной: объемная она или плоская. 3.14 — Земли [нашего] эля объехав... (эль черин эвирип..) — в шорском эпо се слово эль встречается очень часто и в разных значениях: 1) союз пле мен; 2) родовая аристократия. Борьба за создание эля в тюркских обществах была борьбой за объединение господствующего слоя, за формирование госу дарственности. В шорском эпосе широко бытуют мотивы, сюжеты, которые в той или иной степени отражают эту борьбу. Эль — социально-политическая общность, типичная для раннеклассовых тюркских государств. Например, как писал А.П. Окладников, “.-курыканы имели собственную государственно- племенную организацию, свой союз племен, свой эль” [20, с 318]. 4.7 — Словно летучая мышь, приник ( чарганат шени чапшынып) — устой чивая поэтическая формула, употребляемая в описаниях богатырской езды в смысле: “всадник и конь слились воедино”. 4.8 — Между [пасущегося] скота, через все селенье проехав... (малды арлап, чонну тексилеп..) — только в этой фразе упоминается о народе его тучными стадами. В эпосе не раскрываются взаимоотношения богатыря с народом Кан Перген одинок в своем дворце. 4.10 — В кыдатские стремена... (яр/дат парган изенрзин..) — возможно, дей ствительно когда-то шорские кузнецы позаимствовали технологию изготовле ния стремян у киданей, появившихся на исторической арене Южной Сибири в X в. В шорском фольклоре есть предания о киданях. О том, что они жи ли в низовьях долины р. Кондолш, их мужчины носили косички, занима лись кузнечным ремеслом В эпических произведениях упоминаются Кыдат кан, имеющий сорок селений” и “Кыдат кан, имеющий тридцать девять жен (ГАНИИЯЛ, ХакНИИЯЛИ, архив С С Торбокова). 413 — [За поводья]рванул (ээц парган эксинрвайта тудуп одурганы) — букв, “широко раскрытую пасть [коня] разинутой держал”; образное выражение, оз начающее, что герой сильно натянул поводья. 5.5—6 — Слово золотая стрела, живой душой наделенная .. (тириг тынньи алтын окупар шени..) — здесь общетюркское слово ок означает “стрела”, хотя в современном шорском языке — “пуля”, а стрела называется соган. В эпосе стрелы наделяются живой душой, если они принадлежат божествам. 6.2—3 — Память его о земле своей матери слабеть стала, по землям чужих матерей коня гонит (эне чери эштец шъщышча, эне пашк,а черге арлап, к,анырып турганы) — имеется в виду родина матери, точнее, земля родителей матери. При экзогамном браке родина матери в других краях. В эпосе отражена, по- видимому, именно эта форма брака. Так образно передана мысль о том, что богатырь уехал далеко. 7.12 — Не знающий матери, меня грудью вскормившей... (эмискен энемки пил- вееннам ...) — возможно, в образе Кан Пергена сохранились следы предсгавле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2