Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык. - 1998. (Т. 17.)

26.48 — Батюшка свегг& — так в оригинале, каики сказал по-русски. 91.5 — Вот молодец — так в оригинале, кайки сказал по-русски. 91.23 — Мошно, мошно — так в оригинале, кайки употребил русское слово. 91.62 — “Сама садик." — эти слова кайчи с улыбкой напел по-русски. КОММЕНТАРИИ К ПЕРЕВОДУ 1.2 — Позже давнего поколения было (пурунгу тöлдун соонда полган пол- тур ) — устойчивая формула в традиционном зачине шорских сказаний под­ черкивает давность событий. 1.3 — Пробиваясь сквозь почву, зеленея, трава вырастала {чер чары шавыл кöк öлец, полза) — букв, “раскалывая землю, зеленая трава вырастала”. Образ мощной травы основан на тонком наблюдении горных жителей за ростом растений на каменистой почве. 2.2 — Тогда стал я смотреть вокруг {анац чер эвире кöрÿп одурраным) фраза сказана не от лица персонажа, а от лица сказителя. 2.6 — Черная гора с девятьюдесятью перевалами {торузон ашкрш к,ара тайга) — высота горы у шорцев измеряется количеством горных перевалов. Чем больше, тем выше гора и тем она значительнее, а ее “хозяин” сильнее и могущественнее. По представлениям шорцев, многие горы когда-то были бога­ тырями, состояли в родственных отношениях. Более низкие горы находились в подчинении у высоких или чем-либо примечательных гор; горы воевали между собой, вступали в браки и тд,- Каждый шорский род имел свою родовую гору-тайгу, являющуюся обычно местом их промысла.' 2.8 — ...внизу черным морем течет {...кара талай арыл ак, туш партыр) в эпических сказаниях море представляется текущим. Оно, как река, имеет верховье (исток) и устье. 2.10 — ...белый скот пасется, оказывается {...ак, мал чайыман полтур) — букв, “белый скот рассыпался”. Здесь “белый скот” понимается как чистый, священный, подаренный добрым божеством. Такое представление свойственно всем коренным народам Саяно-Алтая, в том числе и шорцам. 2.11 — Посередине улуса-народа... {улус-чонныц ортазында, полза.) — у шорцев слово улус означает селение, где живет народ {чон), и всегда употреб­ ляется в парной конструкции улус-чон. Кроме этого, чон — административ­ ная единица. Чоны существовали до 1912 г. и были заменены волостными управлениями, которые объединяли несколько родовых чонов. Здесь фраза от­ разила принцип расселения шорцев, по которому, как у всех древних тюрков, ставка кагана находилась в середине его владения. 2.12 — На пуп черной земли опираясь... {кара чердец киндиктеп кел..) — тра­ диционное образное выражение, говорящее о прочной оседлой жизни бога­ тыря. 2.15 — Золотой дворец стоит {алтын öрге турга) — сравнение с золо­ том — традиционный эпический прием идеализации богатыря, характерный для тюрко-монгольского эпоса. Здесь даже слова алтын öрге (золотой дворец) такие же, как в монгольских языках. 2.17 — Коновязь золотая стоит {алтын сарчын туруп одурраны) — здес сказитель, вопреки традиции, не повторил то, о чем было пропето, а именно, не стал говорить о коне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2